Вегето сосудистая дистония у детей клинические рекомендации

Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Клинико-психофизиологические проявления и терапия (обзор)

Вегето сосудистая дистония у детей клинические рекомендации

в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; №3 (сентябрь-октябрь); 2019; стр. 17-21.

Л. С. Чутко1, д-р мед. наук, проф. С. Ю. Сурушкина1, канд. мед. наук, Е. А. Яковенко1, канд. биол. наук, Т. Л. Корнишина2, канд. мед. наук

1 Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Резюме: В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению эпидемиологии, этиологии, патогенеза, основных клинических проявлений и подходов к лечению вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков и проанализирован опыт применения препарата Нооклерин® в лечении этого заболевания.
Ключевые слова: вегето-сосудистая дистония у детей и подростков, Нооклерин®

Summary: The article presents a review of scientific publications devoted to the study of epidemiology, etiology, pathogenesis, main clinical manifestations and approaches to the treatment of syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, and analyzed the experience of using the drug Nooklerin in the treatment of this disease.
Keywords: syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, Nooklerin

Психовегетативные расстройства являются одной из актуальных проблем, представляющих интерес как для неврологов и психиатров, так и для педиатров. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как вегето-сосудистая дистония (ВСД).

Еще Da Costa в 1871 г. на основе наблюдений, сделанных во время гражданской войны в США, описал нарушения сердечно-сосудистой системы, названные им «возбудимым сердцем солдата» и позднее получившие название «синдром Да Коста») [5].

Он описал психогенно провоцированные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (учащенное и усиленное сердцебиение, кардиалгии), дыхательной системы (учащенное дыхание, чувство удушья и нехватки воздуха) и пищеварительной системы (учащенный жидкий стул, ощущение вздутия живота, боли по ходу толстой кишки) в структуре тревожно-ипохондрических состояний.

Непосредственная связь с психогениями в наблюдениях Da Costa подтверждается редукцией функциональных нарушений и тревожной симптоматики после разрешения психотравмирующей ситуации.

Выдающийся отечественный невролог А.М. Вейн (1991) рассматривал данную патологию как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1].

В МКБ-10 для обозначения данной патологии наиболее часто используются следующие рубрики:

G 90.8 Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.

G 90.9 Расстройства вегетативной (автономной) нервной системы неуточненное.

F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.

Кроме этого, в зарубежной литературе для обозначения подобных пациентов используется термин «Medically Unexplained Symptoms» (с медицинской точки зрения необъяснимые симптомы), somatic symptom disorder (расстройство соматической симптоматики).

Вегетативная нервная система выполняет в организме две основные глобальные функции: 1) поддержка гомеостаза (постоянство внутренней среды организма); 2) вегетативное обеспечение деятельности – мобилизация функциональных систем организма в ответ на действие внешних факторов с целью адаптации организма к меняющимся условиям окружающей среды [4].

Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды (климат и т. д.) и др.

Однако очень часто ведущей причиной являются эмоциональные нарушения, в первую очередь, тревожные расстройства. Говоря о развитии ВСД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде.

В основе патогенеза этого расстройства лежит нарушение равновесия между симпатической и парасимпатической системами, обусловленное дезинтеграцией высших вегетативных центров, прежде всего, лимбико-ретикулярного комплекса [9].

Проявления ВСД у детей встречаются в 20-82% случаев [1, 2]. При этом неустойчивая вегетативная регуляция отмечена у 95% подростков [3].

Клинические проявления ВСД характеризуется полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место принадлежит расстройствам сердечно-сосудистой системы.

Выделяются следующие клинические варианты заболевания, которые встречаются изолированно или в сочетаниях: синдромы артериальной гипер-и гипотензии; нейрогенные обмороки; цефалгический синдром; вестибулопатический синдром; нейрогенная гипертермия; функциональная кардиопатия; гипервентиляционный синдром; дискинезия верхних отделов ЖКТ; дискинезия нижних отделов ЖКТ (синдром раздраженной толстой кишки); ангиотрофоневроз; нейрогенный мочевой пузырь; функциональная легочная гипертензия; гипергидроз; нейроэндокринный синдром; вегетативные кризы (панические атаки) [19].

При клинической диагностике следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная). В подростковом возрасте усиливаются симпатоадреналовые влияния, отражая общую возрастную активацию нейроэндокринной системы [20]. Такие подростки, как правило, астеничные, пониженного питания.

Их кожные покровы сухие, бледные, сосудистый рисунок не выражен, отмечается стойкий белый дермографизм. Они часто предъявляют жалобы на болевые ощущения в области сердца (кардиалгии), у них отмечается склонность к тахикардии, повышению артериального давления.

Кроме того, для них типичны жалобы на запоры, редкие, но обильные мочеиспускания [21].

У подростков с ваготонией нередко наблюдается склонность к ожирению, несмотря на сниженный аппетит. Для них характерны зябкость, потливость, частая и длительная субфебрильная температура. Кожные покровы с мраморным рисунком, прохладные. Кисти рук и стопы холодные и влажные, часто цианотичные.

Дермографизм красный, стойкий, разлитой, иногда возвышающийся. Для таких подростков типичны: брадикардия или брадиаритмия, тенденция к снижению артериального давления, кардиалгии, обмороки, плохая переносимость транспорта, чувство нехватки воздуха.

У многих детей отмечаются боли в животе, тошнота, гиперсаливация, склонность к метеоризму, частые и необильные мочеиспускания [21].

Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б.

Шварков (1999) отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза [17].

Одним из распространенных при ВСД является синдром цефалгии, отмеченный авторами у 35% детей. Наиболее часто цефалгический синдром встречался у детей с ваготоническим типом ВСД.

Проведенные нами ранее исследования показали, что ведущими жалобами у детей и подростков с ВСД являются: головные боли у 73,5% обследуемых, липотимии -у 67,9%, головокружение несистемного характера -у 45,3%, чувство нехватки воздуха – у 41,5%, обмороки -у 18,9% пациентов.

Головные боли были представлены головными болями напряжения (ГБН) в 41,5% случаев, мигренью в 24,5%, сочетанием ГБН и мигрени в 7,5% случаев. Нами показано, что у 71,7% подростков отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость.

Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха (Чутко Л.С. и соавт., 2018).

При психологическом исследовании нами отмечено значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной) у подростков с ВСД по сравнению с контрольной группой.

Данные психофизиологического исследования свидетельствовали о достоверно более высоких уровнях снижения внимания и скорости реакции, а также повышенном уровне ложных тревог в исследуемой группе.

Ложные тревоги отражают импульсивность, под которой понимают невозможность контроля над своими импульсами (Чутко Л.С. и соавт., 2018).

Таким образом, основным механизмом в возникновении ВСД можно назвать дисфункцию церебрального гомеостаза, которая приводит к нарушению центральных нейромедиаторных механизмов регуляции висцеральных систем и поведения.

Поэтому назначение ноотропной терапии, направленной на нормализацию регуляции мозговых процессов можно отнести к патогенетическим методам лечения.

В этой связи следует сказать о препарате Нооклерин®, который обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.

По своей химической структуре он близок к естественным метаболитам мозга и состоит из двух компонентов, один из которых обладает структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, а второй является предшественником холина.

Этот препарат можно использовать у детей с 10-летнего возраста. Полученные Ю.В. Поповым (2004) данные свидетельствуют, что Нооклерин® является эффективным и безопасным средством лечения астенических расстройств у подростков.

В рамках нашего исследования дети и подростки с ВСД принимали препарат Нооклерин® в дозе 1-2 г сутки (дети 10-12 лет – по 1/2 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем; подростки 13-15 лет – по 1 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем) в течение 6 недель.

Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность терапии анализировалась при повторном исследовании, проведенном через 60 суток после начала лечения.

Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 66,0%. В беседах с подростками и их родителями отмечается улучшение общего самочувствия, уменьшение головокружений.

После окончания лечения регистрируется значительное уменьшение липотимии у 83,3%. Кроме этого, следует отметить уменьшение утомляемости и дневной сонливости со 2-й недели приема препарата.

Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина.

Также отмечалось снижение интенсивности головной боли у 35,9% от всех пациентов с цефалгиями. Улучшение получено у детей и подростков с ГБН. Ранее в работе Е.М. Шипиловой и соавт.

(2016) было показано, что применение Нооклерина привело к существенному уменьшению частоты, продолжительности и интенсивности головных болей напряжения у детей и подростков. Достоверного снижения тревожности не отмечено.

После лечения у большинства пациентов регистрировалась нормализация показателей вегетативного гомеостаза (таблица).

Так, у 62,3% подростков показатель индекса Кердо значительно повысился и приблизился к нулевому уровню, что свидетельствует о функциональном вегетативном равновесии. Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции.

Таблица.

Динамика клинико-психологических показателей у пациентов с СВД в ходе лечения Нооклерином

Примечания:

*р < 0,05 - достоверность различий по сравнению с контрольной группой;**р < 0,01 - достоверность различий по сравнению с контрольной группой;#р < 0,05 - достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения;

##р < 0,01 - достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения

Источник: https://medi.ru/pp/2019/04/16408/

Вегето-сосудистая дистония у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Вегето сосудистая дистония у детей клинические рекомендации

В статье обсуждаем вегето-сосудистую дистонию у детей. Рассказываем о ее классификации, причинах появления, основных признаках. Вы узнаете, как происходит диагностика, какие методы лечения применяют, профилактические меры.

статьи:

Всд у детей

ВСД – комплекс симпатических расстройств вегетативной нервной системы, на фоне которого происходит нарушение тонуса кровеносных сосудов. Заболевание часто возникает в детском и подростковом возрасте на фоне различных стрессов и переживаний, гормональных изменений в организме.

Вегето-сосудистая дистония и у взрослых, и у детей предполагает лишь вторичный синдром, а не самостоятельное заболевание. Развитие происходит на фоне нарушений гомеостаза. Диагностику и лечение Всд у детей проводят следующие отделы – детская неврология, детская кардиология, детская эндокринология, детская гастроэнтерология и другие.

При подозрении на вегето-сосудистую дистонию у ребенка необходимо обращение за квалифицированной медицинской помощью. Состояние нередко провоцирует развитие других болезней у детей – артериальной гипертензии, язвы желудка, бронхиальной астмы и других.

Классификация

Вегето-сосудистая дистония – весьма многогранная болезнь. У детей заболевание может принимать разнообразные формы течения, проявляться одними или совершенно другими ярко выраженными симптомами.

Для назначения правильного лечения не достаточно только поставить диагноз «ВСД», врачам также необходимо определить форму сосудистой дисфункции. Различают несколько видов состояния, в зависимости от определяющего критерия.

В зависимости от причин развития выделяют следующие формы сосудистой дистонии:

  • невротическую;
  • инфекционную;
  • гормональную;
  • наследственную;
  • смешанную.

Типы ВСД в зависимости от характера нарушений:

  • симпатикотонический;
  • ваготонический;
  • смешанный.

По масштабу распространения вегетативных реакций отличают:

  • генерализованную форму;
  • системную форму;
  • локальную форму.

Вегето-сосудистая дисфункция у детей возникает в виде невротического, кардиального, респираторного или пищевого синдрома.

По типу течения выделяют латентную, перманентную и пароксизмальную формы. Степень тяжести ВСД определяют как легкую, среднетяжелую или тяжелую.

Причины развития

Наиболее часто сосудистая дисфункция у детей получает развитие на фоне генетической предрасположенности к заболеванию. Фактор наследственности активируется при нарушении функционирования отдельных частей вегетативной системы в результате отрицательного воздействия внешних или внутренних факторов.

Возникновение ВСД у новорожденных в большинстве случаев обусловлено различными осложнениями беременности у матери или трудными родами. В таких ситуациях здоровье малыша находится в зоне риска, вероятность развития вегето-сосудистой дистонии увеличивается при наличии следующих условий:

  • гипоксия плода;
  • токсикоз на поздних сроках;
  • родовые травмы;
  • внутриутробные инфекции;
  • стремительные или, наоборот, затяжные роды.

У детей младшего возраста, дошкольников, школьников и подростков возникновение сосудистой дисфункции могут спровоцировать нарушения в работе эндокринной системы, инфекционные болезни, соматические и нейроинфекционные заболевания, аллергии. Даже такие обычные болезни, как кариес, фарингит, тонзиллит могут вызвать развитие ВСД. Нарушение гомеостаза нередко происходит по причине черепно-мозговых травм, а также конституционных аномалий.

Не менее значимую роль играют психические и психологические причины. Что еще может спровоцировать развитие ВСД у ребенка:

  • конфликты в семье и школе;
  • повышенная опека родителей, когда ребенка лишают свободного пространства;
  • регулярные стрессы;
  • чрезмерные нагрузки в школе;
  • нарушение или отсутствие распорядка дня;
  • гиперактивность.

Наиболее часто вегето-сосудистая дистония возникает у подростков.

Это происходит в период начала полового созревания, когда в организме изменяются механизмы многих процессов, в первую очередь, в работе эндокринной системы.

Физиологические причины дополняют недопонимания в семье и школе, конфликты, юношеский максимализм, влюбленность и другие состояния, характерные для подросткового возраста.

Основные симптомы

Симптомы Всд у детей определяет тип синдрома, который возникает на фоне заболевания. Медицинской практике известно около 30 разновидностей групп проявлений дисфункции, у малышей наиболее вероятно развитие невротического, кардиального, респираторного или пищевого синдрома.

При невротическом синдроме возникают следующие симптомы патологического процесса:

  • расстройства сна;
  • усталость и повышенная утомляемость;
  • головные боли;
  • головокружения;
  • ухудшение памяти и концентрации внимания;
  • изменения настроения;
  • ощущение тревоги и страха;
  • развитие различных фобий;
  • истерики;
  • депрессия.

При кардиальном синдроме отмечают преобладание симптомов расстройства функционирования сердечно-сосудистой системы. У детей и подростков наблюдают различные виды аритмии, развитие получает артериальная гипертензия или гипотония.

Респираторный синдром включает нарушения дыхания, которые особенно выражены при физической нагрузке, однако симптомы не проходят и тогда, когда ребенок находиться в состоянии покоя, к примеру, во сне.

Как определить, что у малыша ВСД с респираторным синдромом:

  • ребенок периодически делает глубокие вдохи, ощущает, что ему не хватает воздуха;
  • тяжело переносит холод или жару;
  • часто ощущает озноб тела.

Наиболее трудно распознать ВСД, если у ребенка возникает пищевой синдром, который трудно отнести к нарушению работы нервной системы и снижению тонуса сосудов. Тем не менее, вегето-сосудистая дистония может получить развитие в виде пищевого расстройства.

Симптомы пищевого синдрома при ВСД:

  • приступы тошноты и рвоты;
  • сниженный или повышенный аппетит;
  • диареи или запоры;
  • болевые ощущения в животе, не зависящие от приема еды.

Диагностика

При первых подозрениях на вегето-сосудистую дистонию у ребенка необходимо обратиться к врачу. В первую очередь ребенка следует показать педиатру, лечащий врач общей практики направит на осмотр и консультацию к детскому неврологу, кардиологу, эндокринологу, гастроэнтерологу, офтальмологу, в зависимости от проявлений заболевания.

Для определения вегетативного тонуса проводят следующие диагностические методы:

  • ЭКГ;
  • суточное мониторирование сердца;
  • магнитно-резонансная томография;
  • наклонный тест.

Наличие расстройств центральной нервной системы определяют посредством проведения следующих диагностических процедур:

  • реовазография;
  • реоэнцефалография;
  • электроэнцефалография.

В ходе диагностики врачи исключают другие заболевания, которые имеют схожую симптоматику. ВСД дифференцируют от инфекционного эндокардита, гипертонии, ревматизма, астмы.

Методы лечения

Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей имеет комплексный характер. При выборе тактики терапии врачи учитывают причину развития болезни, а также наиболее выраженные признаки сосудистой дисфункции.

Основу лечения составляют немедикаментозные методы. В обязательном порядке родители должны пересмотреть режимы труда и отдыха ребенка, сна, питания, физической активности. Лечение также включает исключение стрессов, эмоциональных перенапряжений, работу с психологом и психотерапевтом.

Кроме перехода к здоровому образу жизни и нормализации основных режимом, детям назначают физиотерапевтические процедуры.

Процедуры, которые входят в комплекс лечения вегето-сосудистой дистонии у детей:

  • массаж шеи;
  • иглорефлексотерапия;
  • электрофорез;
  • гальванизация;
  • циркулярный душ;
  • скипидарные, хвойные или углекислые ванны.

Детям назначают ЛФК. Из спортивных занятий можно выбрать плавание.

Лекарственную терапию проводят только по назначению детского психоневролога. В качестве лекарственных средств ребенку могут назначить антидепрессанты и транквилизаторы.

Профилактика

В первую очередь профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей включает разделение режимов труда и отдыха, полноценный сон, правильное питание, умеренную физическую нагрузку, исключение стрессов, эмоциональных и физических перенапряжений.

Для предотвращения развития дисфункции важна гармонизация развития ребенка. Обратная сторона отсутствия внимания – его переизбыток, также может спровоцировать психологические расстройства у малыша. Важно заботиться о ребенке, но при этом не нарушать его личные границы.

Подробнее о лечении и профилактике Всд у детей вы узнаете в следующем видео:

Что запомнить

  1. Всд у детей чаще возникает в результате наследственной предрасположенности при условии отрицательного влияния внутренних и внешних факторов.
  2. При вегето-сосудистой дистонии у детей возникает невротический, кардиальный, респираторный или пищевой синдром.
  3. Основу лечения составляют нормализация режимов труда и отдыха, процедуры физиотерапии и ЛФК.

Источник: https://cefalgiya.ru/bolezni/vegetososudistaya-distoniya/u-detej

МиНистерсво здравоохранения и социального развития рф

Вегето сосудистая дистония у детей клинические рекомендации

Синдромвегетативной дистонии (СВД)– это состояние, которое характеризуется нарушениями вегетативной регуляцииработы внутренних органов (сердечно-сосудистойсистемы, желудочно-кишечного тракта,органов дыхания, желез внутреннейсекреции и т.д.).

В основе его развитиялежат первичные (наследственнообусловленные) или вторичные (на фонесоматической патологии) отклонения вструктурах и функциях центрального ипериферического звеньев вегетативнойнервной системы (ВНС). Изменения всехэтих систем носят функциональный,т.е.

обратимый характер, а значит, данноесостояние не представляет угрозы дляжизни ребенка. Этим дистония принципиальноотличается от многих других заболеваний.

Однако это не дает повода для полногоуспокоения, так как установленавозможность перехода СВД в такиепсихосоматические заболевания увзрослых, как ишемическая болезньсердца, гипертоническая болезнь,бронхиальная астма, язвенная болезньжелудка и др.

Терминология.

Однимиз самых запутанных вопросов, касающихсяСВД, является вопрос терминологии.

Внашей стране наиболее признанным средикардиологов термином, обозначающимдизрегуляторные расстройствасердечно-сосудистой системы, является«нейроциркуляторная дистония» (НЦД).Он впервые предложен Г.Ф. Лангом (1953 г.

),который рассматривал НЦД как синдром,создающий опасность для развитиягипертонической болезни, но все жепринципиально отличающийся от нее.

Напротяжении многих лет велась дискуссионнаяборьба против термина «НЦД».

Основаниемдля неё явился тот факт, что при постановкедиагноза «НЦД» учитываются функциональныенарушения только в кардиоваскулярнойсистеме, при этом недостаточно обращаетсявнимание на изменения в дыхательнойсфере (практически облигатные),желудочно-кишечном тракте, терморегуляции.

В невропатологии традиционно использовалсятермин вегетативно-сосудистая дистония(ВСД), который после уточнения был замененна термин СВД, что является вполнеоправданным, так как это дает возможностьговорить не только о сосудистых дистониях,но и о синдроме вегетативно-висцеральнойпатологии.

Впедиатрической практике принятопользоваться термином «СВД». Это связанос тем, что вегетативные нарушения удетей носят чаще генерализованный илисистемный характер, реже встречаютсялокальные изменения.

В клиническойкартине у детей с СВД чаще наблюдаютсямножественные и разнообразные клиническиепроявления, свидетельствующие ововлечении в патологический процесс,практически всех органов и систем –сердечно-сосудистой, дыхательной,пищеварительной, эндокринной, иммуннойи др.

В тех случаях, когда дизрегуляторныеизменения отмечаются преимущественносо стороны сердечно-сосудистой системы,можно использовать диагноз «НЦД».

Длядетей с лабильным повышением илипонижением артериального давления,обусловленными нейрогенной сосудистойдизрегуляцией, правомочным может бытьдиагноз: «НЦД по гипертоническому типу»или «НЦД по гипотоническому типу».

РаспространенностьСВД.

Вегетативныенарушения у детей могут проявитьсяпрактически в любом возрасте, начинаяс периода новорожденности, но в разныевозрастные периоды, меняется степеньих выраженности. Известно, что на приемеу педиатра, на долю СВД приходится 50-75%от числа обратившихся детей с неинфекционнойпатологией.

Этиология.

Укаждого ребенка с СВД, как правило,имеется несколько факторов, способныхиграть роль причинных, предрасполагающих,провоцирующих. Среди них необходимоучитывать: наследственные и врожденные,перинатальные, психоэмоциональныефакторы, гормональный дисбаланс, наличиехронической очаговой инфекции, синдромавнутричерепной гипертензии, а такженеблагоприятные экологические факторыи др.

Наследственно-конституциональныеособенности деятельностивегетативной нервной системы. Внаследственной программе индивидуальногоразвития организма (генотипе) предусмотреноформирование типа реагирования наизменяющиеся условия внешней среды.

Так передается ребенку от родителей(чаще по линии матери) тип реагированияВНС на неспецифический стресс. У детейс СВД имеются фенотипические особенностис преобладанием либо симпатических,либо парасимпатических (ваготонических)влияний.

Обычные внешние раздражителине вызывают нарушения функциональногоравновесия между основными звеньямивегетативной и анимальной [Вфизиологии термин «анимальный»употребляется как противоположность«вегетативный»]нервных систем.

СВД возникает принакоплении большого количествапровоцирующих факторов или при длительномих воздействии. Например, у детей снаследственной отягощенностью посердечно-сосудистым заболеваниям,хронические стрессы могут провоцироватьвегетативные нарушения со сторонысердца и сосудов.

В семьях с наследственнойваготонией встречаются такиепсихосоматические заболевания, какбронхиальная астма, язвенная болезньжелудка и 12-перстной кишки, аллергическиезаболевания, артериальная гипотония,а среди родственников детей ссимпатикотонией выявляются артериальнаягипертензия, ишемическая болезнь сердца,сахарный диабет, глаукома.

Важноезначение в возникновении СВД имеетнеблагоприятное течение беременностии родов. Этифакторы способствует нарушению созреванияклеточных структур центральной нервнойсистемы. Почти 80-90% детей с СВД рождаютсяв результате быстрых, стремительных,реже затяжных родов, с применениемразличных видов родовспоможения.

Развитие вегетативных нарушений у этихдетей связано с тем, с что внутриутробнаяили родовая гипоксия плода могутвоздействовать на гипоталамуснепосредственно или способствоватьразвитию ликворной гипертензии в областитретьего желудочка, где расположенымногие структуры лимбико-ретикулярногокомплекса.

В зависимости от степени иглубины гипоксии на тканевом уровневегетативные нарушения могут отмечатьсялибо сразу после рождения, либо могутпоявиться значительно позднее.

Впоследнем случае это, в определеннойстепени, объясняется наличием у детеймощной системы компенсаторно-приспособительныхреакций, обеспечивающих длительноесохранение вегетативного равновесия.

Поврежденияцентральной нервной системы– закрытые и открытые травмы черепа,опухоли, инфекции и другие в резидуальномпериоде очень часто сопровождаютсявегетативными нарушениями.

Психоэмоциональноенапряжение, связанноес воздействием на ребенка психотравмирующихситуаций. Особую, а в ряде случаевосновную роль играет психоэмоциональнаяобстановка, в которой живет ребенок.Психологическая несовместимость членовсемьи, злоупотребление алкоголем,конфликты в доме являются частымипричинами, провоцирующими такиесостояния.

Вредна для ребенка инеправильная воспитательная тактика(жестокость или наоборот гиперопека).Как правило, дети, подверженные чрезмернойопеке со стороны родителей, в раннемвозрасте перенесли угрожавшее жизнизаболевание или несчастный случай. Вподобных случаях родители стараютсяоградить своих любимцев от всякихсложностей, стремясь выполнить малейшееих желание, удовлетворить любой каприз.

Это приводит к нарушению умения такогоребенка адаптироваться к труднымжизненным ситуациям. С другой стороныполное отсутствие контроля за ребенкомсо стороны родителей толкает его в среду«неустроенных подростков», где он можетвстретиться с еще бóльшим количествомфакторов риска (наркотики, токсикомания,инфекция, травма и т.д.).

Нередко СВДможет провоцироваться конфликтнымиситуациями в школе, ссорами с товарищами,отсутствием взаимопонимания спреподавателями.

Психоэмоциональныеособенности личности ребенка.Особенности вегетативного реагированиячеловека на стресс зависят, преждевсего, от психологических особенностейличности. Известно, что не каждаяпсихотравмирующая ситуация играет рольстрессора.

Благодаря адаптационномубарьеру личность создает защиту отвредоносного воздействия психотравмирующегофактора. СВД возникает, как правило, утревожных, чувствительных детей сранимой нервной системой.

Для ниххарактерны беспокойный сон, страхи иопасения за свою жизнь и здоровье, исвоих близких, затруднение в социальныхконтактах, неуверенность в собственныхвозможностях, склонность к депрессии.

Умственноеи физическое переутомление– занятия в нескольких школах или кружках,продолжительная работа с компьютером,подготовка к спортивным соревнованиями др.

Гормональныйдисбалансможет быть связан с пре- и пубертатнымпериодом, врожденными и приобретеннымизаболеваниями желез внутренней секреции.Это вызывает или усиливает вегетативнуюдисфункцию.

Острыеи хронические инфекционные и соматическиезаболевания, очаги инфекции (тонзиллит,кариес зубов, гайморит) могутиграть роль провоцирующих и причинныхфакторов в возникновении СВД. Необходимоотметить, что вегетативная дисфункцияпри хронических очагах инфекции болеевыражена в случаях сочетания с другимипредрасполагающими факторами.

Неблагоприятныеэкологические условияв последние годы стали часто рассматриватьсякак этиологические факторы развитияСВД. В многочисленных исследованияхубедительно доказано увеличение числадетей с различными проявлениямивегетативной дисфункции в экологическинеблагоприятных регионах.

Однако вподавляющем большинстве случаев(особенно при комбинированном воздействииповреждающих факторов) вегетативныеизменения могут быть отнесены кпроявлениям неспецифической реакциидизадаптации. Развивающие при этом ворганизме функциональные и метаболическиеизменения, по мнению Е.В. Неудахина иС.О.

Ключникова, соответствуют хроническойстрессовой реакции. Относительнаяцелесообразность хронической стрессовойреакции заключается в эрготропнойреакции обмена веществ, направленнойна энергетическое обеспечениеадаптационно-компенсаторных механизмовза счет усиления катаболическихпроцессов.

Безусловно, это снижаетрезервные возможности организма иповышает риск развития «срыва» адаптациипод влиянием неблагоприятных факторовокружающей среды.

Определенноезначение в развитии СВД могут иметьклиматические условия или резкоменяющиеся метеорологические условия.

Другиепричины СВД:шейныйостеохондроз,оперативные вмешательства и наркоз,вредные привычки (курение, приемнаркотических и токсических веществ),избыточная масса тела, недостаточныйуровень физической активности, увлечениетелевизором, компьютером и др.

Источник: https://studfile.net/preview/1147010/

Вегето сосудистая дистония у детей: симптомы и лечение, клинические рекомендации

Вегето сосудистая дистония у детей клинические рекомендации

› Разное ›

В процессе активного роста и развития, организм ребенка может не справляться с возложенными на него задачами. Это выражается ухудшением общего самочувствия и целым комплексом симптомов, характеризующих нарушения работы организма. В медицинской карте ребенка может появиться запись с диагнозом «вегето сосудистая дистония».

Вегето сосудистая дистония: что это такое у детей

Дестабилизация регулятивной работы вегетативной нервной системы приводит к системному сбою и нарушению функциональной деятельности всех органов.

Вегето сосудистая дистония сопровождается целым комплексом неспецифичных симптомов и многочисленными жалобами пациентов.

Лечение у детей и подростков ВСД направлено на стабилизацию состояния больного с учетом индивидуальных особенностей проявления заболевания.

Причины заболевания

Для развития вегето сосудистой дистонии у ребенка достаточно много причин. На частоту заболеваемости напрямую влияет возраст ребенка.

Наиболее высокий процент ВСД наблюдается среди школьников, которые вступают в фазу активного развития, гормонального созревания и повышения психоэмоциональных нагрузок.

Но столкнуться с вегето сосудистой дистонией у детей, и узнать, что это такое, могут даже родители новорожденных.

От рождения до 1 года:

  • гипоксия;
  • инфекции, влияющие на внутриутробное развитие;
  • наследственность;
  • врожденные болезни;
  • родовые травмы;
  • беременность с осложнениями (токсикоз, гестоз, инфекция);

От 1 года до 5 лет:

  • перенесенные инфекции;
  • хронические заболевания;
  • анемия;
  • аллергии;
  • травмы головы.

От 5 до 7 лет:

  • психологическая и эмоциональная нагрузка;
  • неблагоприятная обстановка дома;
  • дисбаланс в питании;
  • гормональные изменения;
  • гиподинамия;
  • стресс.

Негативные факторы, способные спровоцировать проявление ВСД:

  • психоэмоциональные: стресс, переутомление, отрицательная обстановка дома, отсутствие доверительных отношений внутри семьи, школьная нагрузка;
  • инфекционные заболевания;
  • наследственная предрасположенность;
  • отсутствие полноценного сна;
  • сидячий образ жизни.

Симптомы вегетососудистой дистонии у детей

Проявление ВСД носит комплексный характер и происходит по тем же симптомам, что и другие заболевания, осложняя постановку верного диагноза.

Трудности вызывает диагностирование вегетососудистой дистонии у детей первого года жизни. Новорожденный не умеет говорить, симптоматика не имеет ярко выраженной формы. Обо всех своих проблемах он может сообщить только плачем.

Родителям необходимо внимательно следить за аппетитом малыша, регулярностью стула, частотой срыгиваний, сном.

Вегетососудистая дистония у грудничка сопровождается симптомами, свидетельствующими о проблемах с работой ЖКТ, — ухудшается аппетит, стул становится нерегулярным (запоры, поносы), прибавка в весе замедляется, возможна аллергия, высыпания на коже. Сон тревожный и непродолжительный, часто прерывается плачем.

Вегетососудистая дистония у ребенка от года выражается в виде низких адаптивных способностей организма. Он подвержен инфекциям и частым простудам, отличается раздражительностью, плаксивостью, пугливостью и тревожностью, плохо идет на контакт с другими детьми. Отмечается сильная привязанность к матери. Прибавка в весе замедляется, масса тела снижается, аппетит ухудшается.

Вегето сосудистая дистония у ребенка 7 лет и старше сопровождается пароксизмальными симптомами. Сон ребенка становится тревожным, сопровождается бессонницей, ночными кошмарами, приступами тревоги и волнениями.

Наблюдаются резкие перепады в настроении, склонность к истерикам. Не исключены жалобы на головные боли, одышку, чувство утомления и слабость, ухудшение памяти.

Температура тела периодически возрастает до субфебрильной, терморегуляция нарушена: ребенок сильно потеет или испытывает ощущение зябкости.

При вегето сосудистой дистонии у ребенка старше 9 лет симптомы проявляются из-за повышенной гормональной активности, что не проходит бесследно ни для физического, ни для психоэмоционального состояния.

Проявление вегето сосудистой дистонии у детей и подростков имеет свои особенности. Для этого возраста характерно доминирование определенного синдрома:

  • кардиальный — брадикардия, аритмия, тахикардия, повышение/понижение давления, ощущение недостатка воздуха, головные боли, потемнение в глазах при смене положения, боли в области сердца;
  • респираторный синдром — затрудненное дыхание, сопровождающееся одышкой, ощущение нехватки воздуха, шумное и глубокое дыхание;
  • синдром нарушенной терморегуляции — зябкость, потливость, повышение температуры тела до субфебрильной;
  • невротический — апатичность, которая проявляется приступообразно, ухудшение настроения, депрессивность, тревожность, появление фобий и истерик;
  • вегето-сосудистый криз — проблемы с мочеиспусканием, желудочные боли, кишечные колики, онемение конечностей, бледность или гиперемия кожи.

Классификация патологии

Классификация ВСД учитывает преобладающие критерии для определения формы течения этого нарушения.

Установление этиологических причин необходимо при определении типа ВСД. С учетом этого выделяют:

  • психогенный тип;
  • инфекционно-токсический тип;
  • дисгормональный тип;
  • наследственный тип;
  • смешанный тип.

По совокупности имеющихся признаков и характеру распространения, ВСД может протекать в генерализованной, системной или локальной форме.

Классифицируют ВСД также по синдромологическому подходу. Выделяют: кардиальный, респираторный, невротический, синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистый криз и др.

ВСД протекает различной степени тяжести. По этому критерию различают легкую, среднетяжелую и тяжелую форму; по типу течения: латентную, перманентную и пароксизмальную.

Типы болезни

Типы ВСД в зависимости от характера нарушений. Симпатический тип ВСД затрагивает симпатический отдел вегетативной нервной системы. Выявить его можно по характерным признакам:

  • нервная возбудимость, вспыльчивость, агрессивность, импульсивность;
  • неврозы;
  • изменение температуры тела;
  • тахикардия;
  • ощущение жара;
  • пониженная концентрация внимания;
  • сухость и шелушение кожи;
  • хороший аппетит, но не наблюдается набора веса, а в некоторых случаях происходит его снижение.

Ваготонический тип формируется из-за сбоя в работе парасимпатической системы. Дети становятся вялыми, испытывают постоянное чувство слабости, быстрое утомление. Общее изменение состояния сопровождается приступами страха, депрессивностью, тревожностью, паническими атаками.

Признаки ВСД по ваготоническому типу:

  • низкое АД;
  • приступообразные боли в области сердца;
  • дыхание редкое и затрудненное;
  • отеки вокруг глаз;
  • повышение потоотделения;
  • повышенное слюноотделение;
  • головные боли, головокружение, приступы тошноты;
  • бледность, выступающая сосудистая сетка на поверхности кожных покровов.

ВСД смешанного типа можно охарактеризовать, как нарушение устойчивости кровеносных сосудов, которое проявляется в виде нестабильности артериального давления. Оно имеет тенденцию к резкому повышению или снижению до минимальных показателей.

Диагностика ВСД

При наличии симптомов ВСД следует обратиться к участковому педиатру. Он произведет осмотр, сбор жалоб, на основании совокупных данных сделает заключение и даст направление к узким специалистам, задача которых исключить другие патологии.

Предстоит комплексное обследование у врачей:

  • невролог;
  • кардиолог;
  • эндокринолог;
  • гастроэнтеролог;
  • отоларинголог;
  • офтальмолог.

Применяются диагностические методы исследования:

  • снятие электрокардиограммы;
  • электроэнцефалография;
  • реоэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • реовазография;
  • суточный мониторинг сердца.

После диагностирования вегетососудистой дистонии у детей лечение будет носить комплексный всесторонний характер, включая медикаментозные и немедикаментозные методы.

Лечение заболевания

Лечение вегетососудистой дистонии у детей состоит из немедикаментозной терапии и приема лекарственных средств. В зависимости от того, какими симптомами проявляется вегето сосудистая дистония у ребенка, и назначается лечение.

Лечебные мероприятия, исключающие прием лекарственных препаратов:

  • физиотерапия;
  • курс массажа;
  • закаливание;
  • лечебная физкультура под контролем врача;
  • прием лекарственных препаратов на растительной основе с успокаивающим седативным эффектом.

Посещение психолога рекомендовано для стабилизации психического состояния взрослых и детей, нормализации внутрисемейных отношений.

Психолог поможет справиться со страхами, фобиями, неуверенностью в себе, что часто сопровождает вегетососудистую в детском возрасте. Один из ведущих специалистов в этой области — психолог и гипнотерапевт Никита Валерьевич Батурин.

С его методиками и упражнениями можно ознакомиться на канале , подробную информацию о нем можно также узнать в профиле.

При осложненной форме возможно назначение медикаментозной терапии. Начало приема лекарств, дозировка, длительность курсового лечения согласовывается с лечащим врачом.

В зависимости от тяжести проявления ВСД, назначаются следующие группы лекарств:

  • нейропротекторы;
  • стимуляторы мозгового кровообращения;
  • препараты, нормализующие давление;
  • ноотропы;
  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • поливитамины;
  • спазмолитики и анальгетики.

Успех лечения зависит от своевременного обращения к специалисту и принятия мер. Это дает возможность облегчить течение ВСД и по мере взросления,нормализовать общее состояние.

Прогноз и профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей

Опасность ВСД состоит в том, что это пограничное состояние нередко перерастает во вполне реальные болезни: гипертонию, ишемическую болезнь сердца, бронхиальную астму, язву желудка и другие заболевания ЖКТ.

Для предупреждения вегетососудистой дистонии клинические рекомендации у детей включают:

  • Отдых и сон.
  • Сбалансированный рацион. Исключить: фаст-фуд, консервы и полуфабрикаты, сладкую газировку, снеки (чипсы, сухарики). Уменьшить употребление соли, крепкого чая и кофе. В качестве сладостей можно предложить пастилу, зефир, джем. Продукты должны быть свежими, разнообразными и приготовленными щадящими способами (варка, тушение, запекание). В рацион включают: бобовые, каши, свежие овощи и фрукты по сезону, ягоды, орехи и сухофрукты, нежирные сорта рыбы, мяса, йогурт, кефир, сметана и другие кисломолочные продукты.
  • Умеренная и регулярная активность — зарядка, занятия спортом, ежедневные прогулки.

Профилактика является обязательной в качестве меры, предупреждающей вегето сосудистую дистонию у детей и подростков. Здоровое и полноценное развитие должно происходить в благоприятной атмосфере. Ощущение защищенности, гармония во внутрисемейных отношениях — важно для создания положительного психоэмоционального фона.

Вегетососудистая дистония у детей Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ProPanika.ru/raznoe/vegeto-sosudistaya-distoniya-u-detej/

КрепкоеЗдоровье
Добавить комментарий