План обучения в школах здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Тематический план работы Школ здоровья

План обучения в школах здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Тематический план работы Школ здоровья
Для больных артериальной гипертонией:1.    Цели лечения артериальной гипертонии  2.    Что надо знать о питании при артериальной гипертонии3.    Что надо знать о питании при ожирении4.    Что надо знать о физической активности5.    Курение и здоровье6.    Стресс  и здоровье7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии
Бронхиальной астмой:1.    Что такое бронхиальная астма?2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма.3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.8. Ночная астма.9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой.10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой.11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.
Больных язвенной болезнью:1.    Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни.2.    Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.3.    Гигиенический режим  – основа лечения.4.    Профилактика обострений язвенной болезни.5.    Повторение тематики. Вопросы и ответы.
«Что такое – диабет?»Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ»

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ»Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета».

Школа больных с сердечно-сосудистой  недостаточностью (по профилактике инсультов):1.Инсульт. Причина инсульта.2.Питание пациентов, перенесших инсульт.3.Физическая активность. Активный образ жизни.4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья.5.Влияние стресса на здоровье.6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений.7. Повторение тематики
Планирования семьи в женской консультации1.    Модель консультирования «ПОМОГИ»2.    Возможные варианты контрацепции;3.    Экстренная контрацепция;4.    Прерванный половой акт;5.    Внутриматочные средства (ВМС).6.    Прогестиновые инъекционные контрацептивы.7.    Низкодозированные  комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК).8.    Контрацепция после аборта.
Школа родителей по воспитанию здорового ребенка:1.    Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года;2.     Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук;3.    Особенности  доречевого и речевого развития;4.    От погремушек до других игрушек;5.    Гимнастика для активных малышей;6.    Как сделать малышу массаж?
Активного долголетия:1.    Принципы активного долголетия.2.    Как подготовиться к выходу на пенсию.3.    Основные принципы питания в по жилом возрасте.4.    Психическое здоровье пожилого человека.5.    Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.6.    Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.
Школы выздоравливающих:1.    Сущность заболевания;2.    Основные принципы лечения.3.    Профилактика  обострений;(по профилю заболеваний)
Школы  «Здорового образа жизни»1.Образ жизни и здоровье.2.Частные вопросы медицинской профилактики.3. Психическое здоровье и как его сохранить.4.  Мой дом – моя крепость.
Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения:Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении»Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить»Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения».

Источник: http://www.civilsk-crb.med.cap.ru/shkoli-zdorovjya/tematicheskij-plan-raboti-shkol-zdorovjya

Организация работы школ здоровья темы, цели, задачи и план занятий в школах здоровья

План обучения в школах здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией. При нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов.

В Ростовском государственном медицинском университете под эгидой Ростовского областного общества нефрологов такая школа здоровья для пациентов была создана в 2002 году и на протяжении уже более чем 10 лет успешно функционирует.

Организация школ здоровья нужна для повышения уровня знаний пациентов в вопросах анатомии, физиологии и патологии мочевыделительной системы, приобретения навыков ведения здорового образа жизни и правильного питания, а также самоконтроля за патологическим процессом, позволяющего повысить уровень мотивации в качественном ведении почечной патологии.

Целями и задачами школы здоровья являются:

1. Формирование доминанты у пациента на активное участие в процессе оздоровления.

2. Обучение методам диагностики и коррекции факторов риска развития и прогрессирования почечной патологии, таких как артериальная гипертензия, сахарный диабет, ожирение, гиперурикемия, гиперхолестеринемия и т. д.

3. При организации школ для пациентов обязательно освещают основы и правил лечебного питания при заболеваниях почек, а также диетического питания, направленного на снижение веса тела при ожирении.

4. Работа школы здоровья основана на обучении методам самоконтроля СКФ, , индекса массы тела, анализа мочи с применением тест-полосок, водного баланса.

5. Информирование о методах заместительной почечной терапии и особенностях питания, контроля водного баланса, подходах к медикаментозному и немедикаментозному лечению.

6. Одна из задач школы здоровья – ознакомление с концепцией хронической болезни почек и стратегией борьбы с почечной патологией.

7. Представление информации об организации нефрологической службы, деятельности профессиональных и пациентских нефрологических обществ и возможностях получения квалифицированной помощи.

Занятия в школе здоровья проводятся четыре раза по полтора часа:

Занятие № 1 — «Основы строения и функционирования органов мочевыделительной системы. Основные симптомы при заболеваниях почек».

Занятие № 2 — «Концепция хронической болезни почек, факторы риска развития и прогрессирования почечной патологии».

Занятие № 3 — «Подходы к диагностике и лечению заболеваний почек».

Занятие № 4 — «Основы почечнозаместительной терапии».

Следует заметить, что данные темы занятий в школе здоровья предназначены для пациентов, нуждающихся в консервативной терапии, и здоровых людей с факторами риска почечной патологии.

В случае обучения в школах здоровья пациентов, получающих лечение гемодиализом или имеющих почечный трансплантат, а также страдающих хронической почечной недостаточностью (ХБП 3—4-й стадии), требуется иная структура школы.

Темы школы здоровья для пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью и готовящихся к началу или получающих почечнозаместительную терапию:

Занятие № 1 — «Основы строения и функционирования органов мочевыделительной системы. Концепция хронической болезни почек, факторы риска развития и прогрессирования почечной патологии».

Занятие № 2 — «Основы почечнозаместительной терапии. Методы, показания к применению и подготовительные процедуры».

Занятие № 3 — «Особенности питания и поддержания водно-электролитного баланса на гемодиализе».

Читайте так же:  Аналоги таблеток Перинева

Занятие № 4 — «Контроль артериального давления, гемоглобина и коррекция нарушений фосфорно-кальциевого обмена».

strong>Школа «Здоровая почка» для пациентов с почечным трансплантатом или больных, готовящихся к операции трансплантации почки:

Занятие № 1 — «Основы строения и функционирования органов мочевыделительной системы. Концепция хронической болезни почек, факторы риска развития и прогрессирования почечной патологии».

Занятие № 2 — «Основы почечнозаместительной терапии. Методы, показания к применению. Трансплантация почки — показания к применению, технология проведения и особенности подготовительного этапа».

Занятие № 3 — «Применение иммунодепрессивной терапии, классификация и проявления криза отторжения, профилактика, тактика при кризе отторжения».

Занятие № 4 — «Контроль артериального давления, гемоглобина, коррекция нарушений фосфорно-кальциевого обмена, нарушений питания, инфекционных осложнений у пациентов с функционирующим почечным трансплантатом».

Организация Школы Здоровья для больных гипертонической болезнью

Как говорилось выше, Школа Здоровья (гипертоническая болезнь — одно из главных её направлений) открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия. В составляемом приказе обязаны указываться:

  • Преподаватели, у которых должна быть соответствующая специализация. Преподаватели несут полную ответственность за предоставляемые ими знания и безопасность учеников на занятиях.
  • Инструкции, а также формы, которые следует заполнить пациентам, чтобы поступить в Школу.
  • Формы для регистрации пациентов в Школе, а также формы для их учета.
  • График и план занятий.
  • Указание помещения, где будут проводиться занятия.
  • Список необходимого для занятий оборудования.

Школа Здоровья открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия.

Основной пласт информации в Школе Здоровья подается через лекцию. При этом лекционный материал обязан учитывать, что у пациентов различный уровень образованности и подготовки. Именно поэтому занятия необходимо проводить таким образом, чтобы сначала подавался простой материал, усложняясь с каждым уроком.

Преподаватель должен строить занятия в форме открытого диалога, чтобы посещающие могли своевременно получать ответы на возникающие вопросы. Чтобы упростить восприятие материала, рекомендуется использовать наглядные пособия, презентации, фильмы и т. п.

Чтобы понять, насколько эффективно показала себя Школа Здоровья, рекомендуется поддерживать с учениками обратную связь. Делать это можно через анонимные анкеты или книгу отзывов.

Как сбить давление в домашних условиях медикаментами и народными средствами?

Инструкция по применению Алзепила.

Инструкцию по применению Аквалора .

При организации Школы Здоровья необходимо вести определённую документацию:

  • Учетную форму 038/у-02, которая утверждена приказом МЗРФ № 455.
  • Ежегодно заполняющуюся отчетную форму о деятельности организации, утверждённую постановлением Госкомстата № 175.
  • Годовой отчет о работе Школы Здоровья.
  • Журнал проведенных занятий по установленной форме.

При необходимости перечень документов может дополняться.

Школа здоровья (ГТРК Вятка)
Школа по гипертонии

Показатели работы школы здоровья

Определив цели, задачи и тематику школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд критериальных показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю.

Читайте так же:  Кардосал – препарат для снижение АД

Показатель охвата обучением анализируется в отношении всех пациентов, пролеченных в отделении или прикрепленных к учреждению.

Он рассчитывается ежеквартально и ежегодно и представляет собой отношение прошедших обучение больных к общему числу пролеченных.

Данный показатель не должен быть менее 70% в отношении стационарных пациентов и менее 30% — амбулаторных.

Показатель способности к самоконтролю рассчитывается в отношении пациентов, обученных в школах выборочно.

Например, в течение года было проведено десять школ, пациентов, прошедших обучение в двух из них, включили в опрос для расчета показателя способности к самоконтролю.

Данный показатель рассчитывается исходя из отношения суммы положительных ответов, каждый из которых принимается за единицу, к числу вопросов. Индивидуальные показатели всех пациентов суммируются и делятся на количество пациентов.

В идеальном случае все пациенты, которые получают лечение в отделениях нефрологии и диализа, должны проходить через обучение в школах.

В настоящее время наиболее перспективным является дистанционное обучение больных. Оно позволяет охватить большой объем людей, живущих далеко от нефрологического центра и/или не имеющих возможностей пройти это обучение очно. Более того, при формировании ответов на поставленные вопросы в блогах специализированных сайтов школ их смогут прочитать десятки больных, повысив свой уровень знаний.

Статья прочитана 25 449 раз(a).

Школа Здоровья и обычная школа. Есть ли разница

Безусловно, Школа Здоровья при артериальной гипертонии отличается от обычной своими целями и задачами, что видно из предыдущего пункта. Но даже в организационных моментах различия разительны, ведь Школы Здоровья:

  • Организовываются при поликлиниках, стационарных отделениях, диспансерах, санаториях и прочих лечебных и профилактических медицинских учреждениях;
  • Утверждаются приказом директора каждого конкретного учреждения;
  • Составляют свой план в зависимости от специфики учреждения;
  • Могут быть организованы врачом, узкопрофильным специалистом, зав отделением;
  • Обязаны вести учет работы в соответствии с формами, конкретно приложением №5 приказа № 455.

Если в обычной школе набирается весьма разношёрстная аудитория, а класс может состоять из более 20 человек, то класс Школы Здоровья включает до 15 людей, больных гипертонией I-III стадии. Уроки здесь составляют 1,5 часа, а количество их зависит от курса (в пределах 10).

Занятия для гипертоников проводятся профессиональными врачами. Кабинет для уроков оснащается пособиями, инструментами и другим необходимым инвентарем. Каждому обучающемуся выдается литература и дневник, где содержится основная информация по заболеванию, которую пациент должен знать.

Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем.

Одна из тем, которую освящают в школе здоровья — это здоровое питание.

Темы освещают такие аспекты. как:

  1. Здоровое питание;
  2. Ожирение и гипертония;
  3. Необходимость физических нагрузок;
  4. Влияние курения и стрессов;
  5. Медикаментозная терапия.

Занятия в школе здоровья по артериальной гипертонии включают не только лекционный материал, но и практический. Примерное процентное соотношение уроков указано в таблице:

ЗанятияПроцентное соотношение
Лекции20-30%
Практикадо 50%
Дискуссионные занятия и ответы специалиста на интересующие пациентов вопросы20-30%
Индивидуальная консультация10%

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении. Учитывается не только диагноз, но и общее самочувствие пациента, его возраст, результаты обследований.

После набора группа закрывается, и новые ученики к ней присоединиться не могут. Ученик может быть исключен из Школы из-за осложнения заболевания, нарушения когнитивных функций и по другим причинам.

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении.

Задачи и цели Школы Здоровья для больных с артериальной гипертензией

Школа гипертоников преследует такие цели:

  • Увеличить охват населения, получающего профилактическую помощь;
  • Повысить доступность и качество профилактики артериальной гипертензии;
  • Проводить первичную и вторичную профилактики болезни;
  • Достичь максимальной результативности в лечении пациентов;
  • Повысить качество жизни больного.

В школе здоровья знакомят людей с факторами риска развития артериальной гипертензией.

Основной задачей Школы Здоровья по гипертонической болезни является донести до пациентов и населения в доступной форме максимум информации о причинах, механизме и осложнениях артериальной гипертензии.

  • Ознакомление людей с факторами риска развития заболевания;
  • Формирование активного отношения пациента к собственному здоровью;
  • Мотивация пациентов к оздоровлению;
  • Формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;
  • Формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на своей здоровье; В этот пункт относится материал об отказе от вредных привычек, подавлению стресса и др.
  • Налаживание понимания между пациентом и врачом/семьей больного по вопросам профилактических мероприятий.

Также в задачи организации входит формирование у населения понимания о том, что укрепить свое здоровье можно исключительно через правильный образ жизни.

Важность школ здоровья для больных с артериальной гипертензией

Чтобы понять, насколько важна Школа гипертонической болезни, необходимо понять масштабы проблемы.

Дело в том, что общие показатели здоровья людей, проживающих в России, находятся на неудовлетворительном уровне, а показатели заболеваемости и смертности крайне высоки.

Средняя продолжительность жизни людей значительно уменьшилась, при этом смертность от сердечно-сосудистых болезней возрастает.

На продолжительность жизни и увеличение числа больных артериальной гипертензией влияют:

  1. Алкоголизм;
  2. Курение;
  3. Употребление наркотиков;
  4. Инфекционные заболевания;
  5. Ухудшение качества жизни (низкие заработные платы, плохое питание);
  6. Низкий уровень физической активности;
  7. Стрессы;
  8. Снижение культурного уровня.

Все вышеперечисленные факторы, особенно социальные, влияют на распространение нездорового образа жизни.

Гипертензией страдают курильщики и люди употребляющие алкоголь.

Гипертензию могут вызвать инфекционные заболевания.

По проводимым исследованиям, на здоровье человека более чем на 50% влияет образ жизни, который он соблюдает. Именно поэтому формирование знаний о правильном образе жизни является основным направлением деятельности структур здравоохранения.

Школы здоровья являются мощным инструментом для улучшения санитарно-гигиенических навыков, способствует снижению смертности и заболеваемости гипертонической болезнью.

Источник: https://gipertonium.com/zacem-nuzny-skoly-zdorova-dla-pacientov-s-arterialnoj-gipertoniej/

План обучения в школах здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

План обучения в школах здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Цели обучения в Школе АГ:

  1.  Получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска.
  2. Повышение ответственности за сохранение своего здоровья.
  3. Формирование рационального и активного отношения к заболеванию.
  4. Формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.
  5. Приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при гипертонических кризах.
  6. Формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих ) факторов риска.

Численность группы не более 8-10 человек. Программа обучения состоит из 3-х обязательных занятий и 4-го для курящих или их родственников. Занятия проводятся еженедельно по вторникам в Центре медицинской профилактики и на предприятиях (согласно графика). Продолжительность занятия 90 минут( 2 части по 45 минут с перерывом в 10 минут).

Темы занятий в школе АГ:

Занятие 1.Что надо знать о гипертонии? Правила измерения АД.

Занятие 2.Что надо знать о питании при АГ и ожирении.Физическая активность при артериальной гипертонии.

Занятие 3. Стресс и здоровье. Лечение артериальной гипертонии. Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.

Занятие 1.

  • Что надо знать об артериальной гипертонии?
  • Что такое артериальное давление?
  • Что такое артериальная гипертония?
  • Причины повышения АД.
  • Определение собственных причин.
  • Симптомы повышения артериального давления.
  • Степень артериальной гипертонии.
  • Осложнения течения заболевания (гипертонический криз, транзиторная ишемическая атака).
  • Факторы риска АГ и прогноза.
  • Как оценить индивидуальные факторы риска?
  • Понятие о суммарном риске ССЗ, определение индивидуальной степени риска.
  • «Органы мишени» при гипертонии.
  • Как правильно измерять артериальное давление?
  • Как вести дневник пациента?
  • Составление индивидуального плана оздоровления.

Занятие 2.

  • Что такое «здоровое питание?»
  • Какова калорийность продуктов?
  • Как рассчитать свои энергозатраты?
  • Какие изменения в диете нужны при АГ?
  • Как ограничить поваренную соль?
  • Как поступать с жирами?
  • Как обогатить рацион витаминами?
  • Как быть при повышенном уровне холестерина?
  • Режим питания, меню.
  • Кулинарная обработка.
  • Алкоголь и здоровое питание.
  • Самооценка пищевых привычек.
  • Составление индивидуального плана оздоровления питания.
  • Дневник питания.
  • Что такое ожирение?, индекс массы тела?
  • Определение  ИМТ.
  • Какими способами ограничить калорийность рациона?
  • Какую роль и какое значение имеет физическая активность для Вашего здоровья?
  • Как оценить свою тренированность?
  • Комплекс упражнений.

Занятие 3.

  • Что такое стресс?
  • Социальная адаптация.
  • Факторы риска, формирующие стресс.
  • Немедикаментозные приемы защиты от стресса.
  • Выработка своего алгоритма вывода организма из стрессовой реакции.
  • Цель лечения артериальной гипертонии?
  • Когда начинать и как долго лечить гипертонию?
  • Принципы лекарственной терапии.
  • Современные лекарства- показания и противопоказания.
  • Что влияет на эффективность лечения?
  • Приверженность к лечению.
  • Доврачебная само- и взаимопомощь при кризе.
  • Врач и пациент — союзники в лечении АГ.

Как правильно питаться при гипертонии?

Перед Вами пирамида здорового питания. Его основу составляют зерновые продукты ( 7-8 порций в день), овощи и фрукты.

Правильное питание при АГ предполагает:

  • низкое употребление соли — не более 1 чайной ложки в день;
  • приём пищи 4-6 раз в день небольшими порциями;
  • обогащение рациона свежими овощами ( 4-5 порций в день) и фруктами ( 2-4 порции в день);
  • употребление молочных продуктов с низким содержанием жира (2-3 порции в день);
  • предпочтительно употребление рыбы, не жирных сортов мяса, желательно отварного;
  • ограничение употребления сладостей до 1 раза в неделю.

​1 порция — это:

  • молочные продукты: 250 мл 1% молока или 120 мл 2% йогурта;
  • отварное мясо, рыба, птица — 84 гр;
  • овощи, фрукты: 160 гр вареных или свежих овощей, 180 мл овощного или фруктового сока, 1 фрукт среднего размера;
  • зерновые продукты: 1 ломтик хлеба ( желательно муки грубого помола), 120 мл овсянки.

ФИЗКУЛЬТУРА И АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ

Артериальная гипертония (АГ) – периодическое или стойкое повышение артериального давления (АД) – самое распространенное хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы. Одним из методов снижения АД является регулярная физическая активность.

Она оказывает тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижает сердечный выброс крови в покое и тонус сосудов, улучшает спектр крови, работу мышц, настроение, уменьшает риск тромбообразования, способствует снижению массы тела, препятствуют развитию диабета, стрессов и депрессии.

Регулярные тренировки снижают АД на 4-5 миллиметров ртутного столба, если АГ имеется, а также препятствуют ее развитию.

Какой уровень нагрузки допустим? Тренированность сердца и сосудов достигается при нагрузках с участием в работе мелких, средних и больших мышечных групп по 30-40 минут от 3 до 5 раз в неделю.

Интенсивность нагрузки контролируется рекомендуемой частотой сердечных сокращений (в % от максимальной частоты сердечных сокращений 220 – возраст).

При мягкой или умеренной АГ в начале занятий нагрузка должна соответствовать 50%  это величины, с постепенным, под контролем врача, увеличением до 70%. При хорошей коррекции АД через 6 месяцев возможно увеличение интенсивности даже до 85%.

Как повысить повседневную физическую активность?  Для начала отказаться, по возможности, от поездок в общественном транспорте, частично – от лифта. Ходить пешком.

Заниматься утренней гигиенической гимнастикой и физическим трудом в быту. Играть в подвижные игры (волейбол, бадминтон, теннис).

Приобщить к регулярным занятиям оздоровительной физкультурой (ходьбой, плаванием, велосипедом, лыжами, медленным бегом), начиная с молодого возраста.

Как построить занятия по повышению физической активности?

  1. Разминка в течение 15-20 минут при АГ, 5 минут – при нормальном АД. При этом общеразвивающие упражнения чередуются  с  дыхательными.
  2. Основная часть занятия (аэробная фаза) – дозированная ходьба в тренирующем режиме на дистанцию 3-4 километра в течение дня со скоростью до 120 шагов в минуту. Темп следует увеличивать постепенно, определив исходный индивидуальный предел ходьбы в обычном темпе до «остановки» (появления усталости). По мере тренированности интенсивность этой части занятия возрастает до 20-30 минут.
  3. Заключительная часть (выход из аэробной нагрузки) – это продолжение движения с постепенным снижением интенсивности, для постепенного уменьшения частоты сердечных сокращений. Ее продолжительность 20-30 минут. Для снижения сосудистого тонуса и лучшего расслабления следует проводить дыхательные упражнения (выдох длиннее вдоха), а также – на растягивание и расслабление мышц.

            Надежным показателем тренирующих воздействий являются со временем: урежение пульса в покое, восстановление частоты пульса до исходных значений после занятия за 3 минуты, тенденция к снижению и стабилизации АД, возможность постепенного увеличения нагрузки, улучшение сна, общего самочувствия.

Лицам с тяжелой АГ следует заниматься лечебной физкультурой  или ограничиться повседневной активностью в быту.

Гипертония грозит слабоумием

Исследование Национального института старения (Мэриленд, США), установило, что слабоумие у людей после 70 лет напрямую связано с повышенным давлением после 50 лет.

«А что вы хотите, – говорят исследователи, – когда кровь в буквальном смысле давит на мозг, нервные клетки нормально работать не смогут!» Есть и приятное известие: снижение кровяного давления до нормы способствует восстановлению памяти и когнитивных способностей сразу на 10%.

Так что рекомендация следить за давлением и, если необходимо, регулярно принимать препараты особенно важна для тех, кто зарабатывает на жизнь умст­венным трудом.

Схожие данные получены и в Брайхемском университете молодости (Юта, США). Здесь рекомендуют следить за давлением всем, кто страдает забывчивостью, раздражительностью и вообще считает, что стал плохо соображать в бытовых вопросах. По их данным, снижение веса до нормы и замена жирных продуктов на овощи улучшают работу мозга на 2,7–4,6%.

Помидоры чистят сосуды

А Кембриджский университет (Англия) порадовал новостью о неожиданной стороне томатов. Оказывается, входящее в их состав вещество ликопен поразительно полезно влияет на эндотелий – внутренние стенки сосудов.

О пользе ликопена как антиоксиданта говорилось не раз, вот теперь выяснилось, что он еще и сосуды очищает изнутри, улучшая их проходимость на 53%. Разумеется, это если сосуды были в плохом состоянии, у здоровых он просто поддерживает норму.

Удобно, что ликопен в отличие от многих полезных веществ не боится нагрева, так что помидоры можно с  чистой совестью тушить и запекать.

Источник: https://sovterror.ru/plan-obuchenija-v-shkolah-zdorovja-dlja-pacientov-s-arterialnoj-gipertoniej/

КрепкоеЗдоровье
Добавить комментарий