План обучение пациентов при артериальной гипертонии

Приложение N 2. Программа обучения больных артериальной гипертонией | ГАРАНТ

План обучение пациентов при артериальной гипертонии

Приложение N 2

к приказу

Департамента здравоохранения администрации г. Липецка

от 26 мая 2006 г. N 164

Программа
обучения больных артериальной гипертонией

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Что такое АД и какой его уровень принято считать нормальным? Что такое артериальная гипертония (АГ)? Наиболее частые жалобы больных при повышении АД. Течение заболевания, гипертонические кризы. Провоцирующие факторы развития повышения АД. “Органы-мишени” – основные понятия. Степень АГ – основные понятия.

Понятия о суммарном риске сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы, определяющие суммарный риск. Факторы, влияющие на степень АГ. Понятие об управляемых, контролируемых факторах. Выявление индивидуальных управляемых факторов. Составление индивидуального плана действии по оздоровлению каждого пациента.

Как правильно измерять АД? (приборы, условия, методика). Дневник пациента с АГ.

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Каким должно быть питание здорового человека? Энергетическая ценность рациона, энерготраты (основные понятия). Сбалансированность рациона по пищевым компонентам. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона. Принципы здорового питания. Полноценные пищевые вещества. Жиры, белки, углеводы, витамины, клетчатка, минеральные вещества. Режим питания.

Кулинарная обработка. Алкоголь и здоровое питание. Питание и АД. Как влияет питание на АГ? Связь между характером питания и АД.

На что направлена диета при АГ? Как ограничить потребление поваренной соли? Как обогатить рацион калием и магнием? Как обогатить рацион разными полиненасыщенными жирными кислотами? Как увеличить потребление витаминов? Самооценка привычек питания, составление индивидуального плана оздоровления питания (методика самооценки и принятия решений).

Составление суточного меню для пациентов с АГ. Какие нужны изменения при повышенном АД? Что рекомендовать дополнительно при гиперхолестеринемии? Как быть с алкоголем? Какие продукты ограничиваются и какие разрешаются? Основные требования к построению рациона питания при АГ. Дневник питания (описание, инструктаж).

Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.

Что такое ожирение? Почему важно при АГ знать об избыточной массе тела? Ожирение – это болезнь обмена веществ. Почему нарушается характер питания при ожирении? Какие органы и системы поражаются при ожирении? Расчет нормальной массы тела. Что нужно знать для контроля массы тела? Степени ожирения. Типы ожирения.

Различные типы диет при ожирении. Какие принципы диетотерапии ожирения известны? С чего начать похудение? Модные диеты. Как относиться к модным диетам (критический анализ)? Методы лечения ожирения. Основные принципы построения рациона при избыточной массе тела. Как относиться к “раздельному питанию”? Вегетарианство.

Как менять диету в зависимости от сопутствующей патологии и факторов риска (гиперхолестеринемия, дискинезии желчного пузыря и толстого кишечника, мочекислый диатез, подагра, остеохондроз, воспалительные изменения в желудочно-кишечном тракте)? Физическая активность и ожирение. Фитотерапия.

Нужны ли биологические добавки? Другие методы лечения ожирения.

Занятие 4. Физическая активность и здоровье.

Что такое физическая активность. Какова физическая активность нашего населения. Что такое физическая работоспособность? Оценка уровня физической активности. Как оценить физическую тренированность? Тест Купера (12-минутный). Цель повышения физической активности.

Как аэробная физическая активность влияет на здоровье? Как избежать осложнений при физических тренировках? Есть ли противопоказания для занятий физической активностью и какой уровень нагрузки допустим? Как повысить повседневную физическую активность? Как одеваться для занятий физкультурой? Как контролировать интенсивность физической нагрузки? Как построить занятие по повышению физической активности? Как построить всю программу тренирующих занятий по повышению физической активности? Как оценить эффективность тренирующего воздействия физической активности? Каковы основные мотивы повышения физической активности в пожилом возрасте? Есть ли особенности для людей с ожирением?

Занятие 5. Курение и здоровье (занятие для курящих). Влияние курения на индивидуальное здоровье. Компоненты табачного дыма. Миф о легких сигаретах. Пассивное курение. Типы курительного поведения. Самооценка типа курительного поведения. Стадии курения. Индекс курения (общие понятия). Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость.

Почему люди курят? Почему курят дети? Почему курят взрослые? Оценка степени никотиновой зависимости. Самооценка степени никотиновой зависимости. Современные методы лечения табакокурения. Позитивная установка. Индивидуальный подход. Оценка степени мотивации и готовности к отказу от курения. Питание и курение.

Профилактика рецидивов и негативных последствий отказа от курения.

Занятие 6. Стресс и здоровье.

Что такое “стресс”. Природа стресса. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Работа, стресс и артериальная гипертония. Оценка уровня социальной адаптации. Самооценка уровня стресса. Тест Ридера.

Определение стрессового поведения, которое необходимо изменить. Методы преодоления стресса, эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы преодоления стресса. Когнитивные стратегии. Самоанализ. Метод глубокого дыхания. Метод аутогенной тренировки.

Стресс и алкоголь. Контролируемое потребление алкоголя.

Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность к лечению?

Правовые основы информирования больных в РФ (почему нужно информировать пациентов?). Цель лечения и контроля АГ.

Что влияет на успешное лечение АГ? До какого уровня и как быстро необходимо снижать повышенное АД? Когда начинать и как долго проводить медикаментозное лечение? Что такое немедикаментозное лечение? В чем принципы медикаментозной терапии и как выбрать гипотензивный препарат? Какими побочными эффектами обладают лекарства? Какие существуют современные лекарства, снижающие АД? Что такое приверженность к лечению и почему она важна? Что влияет на приверженность лечения? Еще раз о гипертоническом кризе. Что такое гипертонический криз? Доврачебная помощь и самопомощь.

Занятие 8. Заключительное.

Повторение основных теоретических и практических положений. Обмен мнением об организации Школы. Заполнение оценочной анкеты (оценка организации, качества и эффективности работы Школы). Вручение свидетельств о прохождении обучения в Школе.

Примечание:

1. “Вопросник по оценке обучения в Школе Здоровья для пациентов сартериальной гипертонией” и “Вопросник по оценке знаний пациентов” прилагаются.

2. Методические материалы по проведению занятий в Школе Здоровья необходимо получить у консультанта по терапии ДЗА г. Липецка Н.А.Татариновой.

Источник: https://base.garant.ru/33705930/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

План обучение пациентов при артериальной гипертонии

План обучение пациентов при артериальной гипертонии

Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.

Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:

  • информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
  • привить ответственность за состояние собственного здоровья;
  • обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
  • привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
  • обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
  • ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
  • обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.

С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Причины и лечение артериальной гипертензии у детей

Проблема артериальной гипертензии (АГ) привлекает особое внимание не только кардиологов, но и терапевтов. Дело в том, что первичная АГ очень помолодела, теперь это не редкость у детей и подростков. Гипертония у детей – проблема, которой каждый родитель должен уделять много внимания.

Прежде всего, это выражается в своевременном выявлении признаков повышенного давления и соблюдении рекомендаций врача. Давление может подскочить в пять, десять и пятнадцать лет. Главное – вовремя распознать это.

  • Причины
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика

Обычно девочки рождаются с давлением 66/55, мальчики 71/55 мм рт.ст. Для грудного ребенка в течение первого года жизни в основном происходит повышение систолического, то есть верхнего давления, оно может достигать 90-92. Это может являться нормой.

До семи лет давление увеличивается медленно, потом начинает нарастать. К 16-18 годам показатели становятся как у взрослого человека. Такая ситуация вполне нормальная, можно не тревожиться.

Кстати, важно помнить, что и нормальное давление способно колебаться, все индивидуально. Например, в подростковом возрасте верхний уровень АД может достигать 100-140, нижний 70-90. Такое может происходить и в младшем возрасте.

Причины

Давление у ребенка может повыситься по разным причинам. Это может зависеть от наследственных, внешних факторов, конкретного возраста. Если женщина курит во время беременности, увеличивается риск того, что у грудного малыша будут проблемы со здоровьем.

Хронические почечные заболевания часто являются причиной вторичной гипертонии

Можно выделить два вида гипертонии, которые развиваются у детей.

  1. Первичная гипертония. Она не имеет причины, с ней можно легко справиться, но многое зависит от родителей, от того, следуют ли они методическим, врачебным рекомендациям. Многое зависит от наследственности
  2. Вторичная гипертония. Она связана с патологиями. Часто причинами являются врожденные пороки аортального развития, хронические почечные заболевания.

Заболевания эндокринной системы также вызывают гипертонию. Дети с ВСД считаются потенциальными гипертониками. Среди других причин можно выделить другие:

  1. Прием некоторых лекарственных препаратов. Зачастую родители пичкают своих детей лекарствами, которые назначают им самостоятельно, не подозревая, что они могут плохо повлиять на их здоровье. Иногда доза лекарства может быть слишком большой. К примеру, передозировка некоторых капель в нос приводит к сужению сосудов не только носа, но даже артерий. Из-за этого повышается давление. Поэтому родителям очень важно быть внимательными и не давать без разбора своим детям лекарства.
  2. Избыточный вес. Отмечено, что повышенное давление часто присуще тем детям, которые страдают ожирением или имеют лишний вес. У таких ребят практически всегда показатели АД держатся на верхней границе нормы. Когда ребенок взрослеет, он становится гипертоником.
  3. Неправильный образ жизни. Это включает в себя неправильное питание, низкая физическая активность, сидячий образ жизни, стрессы, нагрузки в школе. Все это может вызывать проблемы со здоровьем. Если родители не обращают внимание на такие отрицательные факторы в жизни своего ребенка, его здоровье будет, становится все хуже.

Исходя их этих причин, можно с уверенностью сказать, что, когда речь идет о здоровье ребенка, многое, иногда почти все, зависит от родителей. Это касается не только причин, но и симптомов заболевания, которые нужно вовремя заметить.

С шестилетнего возраста становится больше случаев, когда развивается истинная, первичная артериальная гипертония. Как уже упоминалось, она не является результатом иных патологий, заболеваний. Такую гипертонию называют эссенциальной.

Симптомы

Для начала нужно понять, при каких показателях можно говорить о том, что начала развиваться артериальная гипертензия у детей.

  • в первые два года жизни ребенка о повышенном давлении можно говорить, если показатели от 112 мм рт.ст.;
  • от трех до пяти лет давление высокое, если уровень начал превышать 116 мм рт.ст.;
  • от шести до девяти лет о гипертензии можно начать говорить при значении от 122 мм рт.ст.;
  • в 10-12 лет высокими цифрами считаются показатели от 126 мм рт.ст.;
  • в 13-15 лет стоит волноваться при показателях от 135 мм рт.ст.;
  • в 16-18 лет опасно, если регистрируются показатели в 142 мм рт.ст. и выше.

Источник: https://sovterror.ru/plan-obuchenie-pacientov-pri-arterialnoj-gipertonii/

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией: задачи

План обучение пациентов при артериальной гипертонии

Кровяное давление может повышаться в любом возрасте. Избавиться от гипертонии практически невозможно. Для улучшения качества жизни нужно постоянно придерживаться определенных правил. Для этой цели создана школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, основанная на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Цели школы для гипертоников

Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.

Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:

  • информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
  • привить ответственность за состояние собственного здоровья;
  • обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
  • привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
  • обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
  • ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
  • обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.

С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Структура обучения

Структура обучения в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией, состоит из следующих взаимосвязанных занятий:

  1. вводная часть. На первом занятии врач и обучающиеся знакомятся. Ведущий за один раз рассказывает о целях обучения, и кратко рассказывает, что представляет собой патология на различных стадиях развития, о том какими симптомами проявляется заболевание. Несколько минут отводится на вопросы и ответы. Рассматриваются разные случаи появления патологии;
  2. информационная часть занятий. Проводимое занятие дает знания о факторах, которые увеличивают вероятность развития артериальной гипертензии. Специалист рассказывает, о связи состояния артерий и сосудов на отметку АД, как системы организма реагируют на высокую отметку. Обучают правильному измерению кровяного давления, составляют индивидуальный метод по начальным действиям для каждого обучающегося;
  3. активные занятия состоят из ответов на вопросы обучающихся. Проводятся семинары, и индивидуальное консультирование;
  4. заключительные занятия. Подводятся итоги предыдущих занятий.

Полный курс занятий для пациентов с развивающейся гипертонией, или протекающей в хронической форме, обычно состоит из 8 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия составляет 90 минут.

Что получает пациент по окончании занятий?

Если человек проходит полное обучение, организованное для больных с диагнозом артериальная гипертензия, то получает следующие знания:

  • основные причины и факторы, вызывающие повышение АД. Основные факторы риска, к которым относится: избыточная масса тела, низкая физическая активность, отсутствие здорового питания, наличие постоянного стресса, напряженные отношения в семье. Перечисленные факторы провоцируют риск развития инфаркта миокарда, болезни сердца и почек, инсульт, повышение артериального давления, сердечно-сосудистые патологии;
  • симптомы проявления АГ;
  • узнает, как проявляется гипертонический криз, и как резкое повышение АД может спровоцировать нарушение кровообращения мозга. Узнает, как проявляются низкие показатели АД;
  • овладевает знаниями по оказанию экстренной помощи при резком перепаде показателей. Усваивает более одного способа помощи. Это особенно важные знания, позволяющие значительно снизить риск развития осложнений;
  • создает индивидуальный план по оздоровлению собственного организма, выбирая оптимальный вариант;
  • учится контролировать артериальные параметры самостоятельно.

Обучающиеся получают знания о правильном питании, о кулинарной обработке рекомендуемых при гипертонии продуктах. На активной части занятий специалист обучает, как правильно рассчитать энергетическую ценность пищевого рациона при повышенных показателях давления.

На последних занятиях в школе здоровья по артериальной гипертензии, обучающиеся учатся решать специальные задачи по гипертонии.

Задачи с ответами по артериальной гипертензии

На занятиях, организованных для людей с диагнозом артериальная гипертензия, на заключительных занятиях проверяются полученные знания. Проверка проводится несколькими способами:

  • обучающимся предлагают ответить на вопросы. Таким образом проверяется, насколько пациент усвоил полученные знания;
  • раздаются анкеты, где путем анонимного опроса, обучающиеся ставят оценки полученному уровню обучения, пишут свои пожелания;
  • обучающимся предлагается решить специальные задачи по артериальной гипертензии, и затем предоставляется возможность свериться с ответами.

Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.

Пример задачи

К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:

  • головная боль пульсирующего характера;
  • тошнота;
  • мельтешение перед глазами.

Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.

Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.

Осмотр больной дал следующие результаты:

  • общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
  • ритмичные тоны сердечной мышцы;
  • пульс 8 уларов за минуту;
  • параметры давления 185 на 100.

Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:

  1. какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
  2. как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
  3. первая помощь в сложившейся ситуации;
  4. план обследования;
  5. план лечения по результатам обследования.

Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.

Ответы на задачу:

  1. после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
  2. стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
  3. гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
  4. необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.

Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.

Презентации для пациентов

На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:

  • что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
  • как должен питаться пациент с повышенным давлением;
  • ожирение, как основная причина патологии;
  • физические упражнения при высоком давлении;
  • курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
  • стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
  • медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.

На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.

Профилактические мероприятия против артериальной гипертензии

На занятиях об артериальной гипертонии в школе здоровья, рассказывают, как важно придерживаться определенных рекомендаций при повышенном давлении. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, состоящим из следующих действий:

  1. контроль за массой тела и уровнем холестерина. Оптимальный вес является главным условием немедикаментозного лечения патологии;
  2. обязательная, ежедневная физическая нагрузка. Это пешие прогулки, зарядка, велосипед, плавание;
  3. грамотное питание, исключающее из меню соленую, острую, жареную, пряную, сладкую пищу, алкоголь. Нужно отказаться о фастфуда, полуфабрикатов, консервированной продукции. По возможности следует отказаться от добавления соли во время приготовления еды;
  4. при употреблении спиртосодержащих продуктов соблюдать минимально допустимую дозировку, либо полностью отказаться от выпивки;
  5. употреблять продукты с большим содержанием калия, которые помогают снижать параметры давления. Это различные овощи и фрукты;
  6. стараться бросить курить;
  7. если после постановки диагноза врач назначил медикаментозную терапию, то необходимо соблюдать назначения. Нельзя самостоятельно прекращать лечение, чтобы исключить гипертонический криз. При возникновении нежелательных эффектов от лекарства, в процессе лечения, нужно посоветоваться с врачом, чтобы скорректировать назначения. Многие пациенты допускают ошибку, прекращая прием гипотензивных препаратов после стабилизации АД. Но, частой причиной гипертонического криза является самовольное прекращение лечебного курса. Также нельзя пропускать прием прописанных препаратов.

Несмотря на гипертонию, пациент может жить качественной жизнью. Для этого необходимо регулярно консультироваться со специалистом, постоянно контролировать показатели давления. Нужно научиться самостоятельно правильно измерять АД.

Справиться со всеми перечисленными задачами, необходимыми для стабилизации артериального давления, помогут специальные занятия в школе для больных с артериальной гипертензией.

Источник: http://odavlenie.ru/povyshennoe-davlenie/shkola-zdorovya-dlya-patsientov-s-arterialnoj-gipertoniej/

КрепкоеЗдоровье
Добавить комментарий