Мышечный тонус языка в норме нарушен спастичность гипотония дистония

Мышечный тонус языка в норме нарушен спастичность гипотония дистония

Мышечный тонус языка в норме нарушен спастичность гипотония дистония

Всё о сердце » Заболевания » ВСД »

Уважаемые родители! Наши логопеды будут работать с Вашими детьми в нашем Учебном центре по адресу: ул. Кольская, д. 2, корп. 4, 3 этаж (БЦ РТС). тел. +7 (495) 150-43-47. С 10 июня по 19 августа наш Детский центр на Снежной улице закрывается на каникулы.

21 августа Детский центр вернется к нормальной работе.

Дорогие покупатели! С 2 апреля по 31 мая действует специальная, весенняя, скидка 5% на книги и дидактический материал авторов: Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н. Началась активная пора подготовки к следующему учебному году.

Именно поэтому мы решили дать возможность сэкономить самым ответственным родителям, представителям родительских комитетов и педагогам! При покупке книг и пособий авторов Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н.

от 5 штук – Вы получаете скидку 5%.

Ваша скидка будет учтена менеджером при подтверждении заказа по телефону.

Дорогие дамы!
Поздравляем Вас с праздником 8 марта!

Внимание! Наш речевой центр и магазин 8 марта не работают.

С 8 по 10 марта доставка интернет-магазина осуществляться не будет.

Нарушение мышечного тонуса — это различные расстройства отдельных или всех мышц тела, при которых нарушается поддерживающая функция опорно-двигательного аппарата. Может быть как врождённым, так и приобретённым симптомом.

Наблюдается у новорождённых детей, а также у взрослых. Возникает в результате усиленного или недостаточного сокращения волокон, что говорит о патологических процессах в центральной нервной системе и головном мозге.

Вылечить симптом можно у врача-невролога, а также у ревматолога, остеопата, травматолога.

Тонические патологии мышц выражаются в увеличенном или ослабленном напряжении, что считается отхождением от нормы. Медицинское название симптома — мышечная дистония. Развивается в любом возрасте, при этом отличается по характеру течения и причинам возникновения. Признаки дистонии мышц:

  • сниженное или увеличенное напряжение;
  • ограничение двигательных способностей;
  • искривление позвоночника и шеи;
  • беспокойный сон, бессонница;;
  • повышенная нервозность;
  • изменение походки;
  • трудности с выполнением стандартных упражнений;
  • у детей — тремор подбородка и конечностей, срыгивания, частый плач.

Причины появления зависят от возраста. У детей и подростков:

  • обезвоживание или многоводие при беременности;
  • отслоение плаценты, продолжительный токсикоз, гипоксия плода;
  • патологические роды, кесарево сечение, долгие схватки;
  • употребление алкоголя, сигарет, наркотиков во время беременности;
  • обвитие пуповины;
  • повреждения элементов ЦНС.

У взрослых расстройство возникает чаще из-за патологий в головном мозге:

  • черепно-мозговые травмы;
  • повреждения спинного мозга;
  • острые и хронические инфекции;
  • церебральный паралич;
  • злокачественные опухоли;
  • кислородное голодание мозга;
  • болезни кровеносных сосудов;
  • сбои мозгового кровоснабжения;
  • психоэмоциональные потрясения;
  • интенсивные физические нагрузки;
  • рассеянный склероз;
  • острые интоксикации;
  • аллергия на лекарства;
  • энцефалит.

Существует два типа симптома — гипертонус (повышенное напряжение) и гипотонус (сниженное напряжение) мышц. Каждая из разновидностей имеет определённые формы проявления, признаки, осложнения и методы лечения.

Чаще выражен у грудничков, но возможно естественное устранение признаков в течение 2-4 месяцев. Характерные признаки — беспричинный плач и беспокойство, сопротивление при попытке спровоцировать движение, сжатые пальцы рук и ног. У взрослых выражается в невозможности полностью расслабиться, болевом синдроме при движениях.

https://www.youtube.com/watch?v=5ZhgxIsAiUI

Характеризуется удивительным спокойствием ребёнка, длительным сном и вялыми неохотными движениями. При гипотонусе малыши долго не держат голову, поздно садятся, ходят, имеют слабо развитую моторику рук. Взрослые при синдроме мышечной гипотонии ощущают постоянное переутомление, слабость конечностей, спины и шеи.

  1. Первая. Незначительные изменения напряжения, которые быстро приходят в норму, часто без медицинского вмешательства.
  2. Вторая. Симптоматика проявляется во время движений, впоследствии возможно проявление в состоянии покоя.
  3. Третья. Длительные спазмы вызывают выраженные физические деформации элементов опорно-двигательного аппарата, возникает ограничение подвижности.
  • Первичная. Врождённая форма, которая не зависит от наличия хронических заболеваний или неврологических расстройств в организме. Наблюдается у младенцев вследствие патологической беременности и родов или наследственной предрасположенности. Легко поддаётся лечению, если своевременно обратиться к специалисту.
  • Вторичная. Приобретённая форма, которая характеризуется развитием на фоне других болезней, преимущественно, центральной нервной системы. Также возникает при неврологических повреждениях, наследственности и других факторах, которые способствуют расстройствам ЦНС и головного мозга.

Диагностировать патологию в младенческом возрасте позволяют тесты на рефлексы:

  • Держать ребёнка в вертикальном положении, чтобы он попытался сделать шаг.
  • В таком же положении ребёнок должен полностью опираться на стопу, а не пальцы.
  • Грудничок поджимает руки и ноги, лёжа на животе, на спине — выпрямляет.
  • При наклоне головы влево, лёжа на животе, младенец сгибает правые ногу и руку.

У детей от 2 лет и взрослых врачи диагностируют симптом при помощи электромиографии, которая определяет силу импульсов мышц, а также с помощью компьютерной томографии или МРТ. В сети клиник ЦМРТ вы можете пройти диагностику такими методами:

Гиперкинезы — непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка.

Тремор – дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Отмечается при атактической дизартрии .

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М.

Мастюкова, 1969,1971,1979,1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т. Е. Twitchell, 1959; R. D. Neilson, N. О’. Dwer, 1984. 1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — 575с. 2. Логопедия / Под ред. Л.С.

Волковой, Р.И.Лалаевой, Е.М.Мастьковой.,М.: Просвещение, 1989. – 527с. 3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — 192с. 4. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. I . Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – М.

: Владос, 2003. – 303с.

5. Атлас нервная система человека строение и нарушение / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе – М.: ПЭР СЭ,2011. – 79с.

Загрузка…

Источник: https://serdce-moe.ru/zabolevaniya/vsd/myshechnyj-tonus-yazyka-v-norme-narushen-spastichnost-gipotoniya-distoniya

Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста

Мышечный тонус языка в норме нарушен спастичность гипотония дистония

Дизартрия (речедвигательное расстройство) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.
Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Основные нарушения (структура дефекта) при дизартрии Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) по типу спастичности, гипотонии или дистонии. 1. Спастичностъ — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены.

Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом обычно наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация).

Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. (Спастичность мышц отмечается при спастико-паретической дизартрии.) 2. Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). (Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической и атактической дизартрии.) 3. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса.

В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. (Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.

) У детей с неврологической патологией часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т.е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре может отмечаться спастичность, а в лицевой и губной — гипотония.

Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре. Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обусловливает нарушения звукопроизношения.

При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной — от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).

Специфические нарушения звукопроизношения:

— стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления; — специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии). При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются; — нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных); — преобладание межзубного и бокового произношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков; — оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса; — смягчение твердых согласных звуков (палатализация); — нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи. В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические (искажения звуков) и фонологические (замены, смешения). При дизартрическом расстройстве наиболее типичным нарушением звукового строя речи является искажение звука.

Нарушения речевого дыхания.

Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Нарушения голоса.

Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, ых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер. Нарушения просодики (мелодико-интонационных и темпоритмических характеристик речи). Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие ых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным.

Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже

— в ускорении. Иногда имеют место нарушения ритма речи (например, скандированность — «рубленая» речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах). Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате. У детей с дизартрией отмечается не только ограничение объема артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений. Вегетативные расстройства. Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля. Гиперсаливация может быть выражена в различной степени. Она бывает постоянной или усиливается при определенных условиях. Даже легкая гиперсаливация (увлажнение уголков губ во время речи, небольшое подтекание слюны) свидетельствует о наличии у ребенка неврологической симптоматики. Реже встречаются такие вегетативные расстройства, как покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи. Нарушение акта приема пиши. У детей с дизартрией часто затруднено, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием. Наличие синкинезий. Синкинезии — непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка). Оральные синкинезии — открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения. Повышение глоточного (рвотного) рефлекса. Нарушение координации движений (атаксия). Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи. Дисметрия — это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия). Атаксия отмечается при атактической дизартрии. Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре. Гиперкинезы — непроизвольные, неритмичные, насильственные; могут быть вычурные движения мышц языка, лица (гиперкинетическая дизартрия). Тремор — дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Тремор языка отмечается при атактической дизартрии. Из книги  Приходько О Г. « Логопедический массаж при коррекции

дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.

Нужен логопед на Свиблово в Москве? Запишитесь на консультацию впо телефону +7 (495) 150-43-47

или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник: https://www.LogopedPlus.ru/articles/dizartriya/dizartricheskie-narusheniya-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta/

Нарушения мышечного тонуса у детей: гипотонус, гипертонус, дистония

Мышечный тонус языка в норме нарушен спастичность гипотония дистония

Тонус – это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечение его движений. Правильное соотношение тонуса различных мышц – это условие правильного экономного движения.

Мышечный тонус новорожденного

Развиваясь  в животе у мамы, ребенок  находится в позе эмбриона: ноги согнуты в коленях, слегка разведены и прижаты к животу, руки согнуты в локтевых суставах, прижаты к груди, пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы прижаты к ладони, голова расположена по средней линии, положение правой и левой сторон симметричны.

Мышцы ребенка при этом напряжены. После рождения в течение месяца ребенок продолжает поддерживать эту позу. Однако в норме мышцы не должны быть слишком напряжены – можно разогнуть конечности, разжать кулачки.

До года жизни повышение мышечного тонуса физиологическое, то есть вариант нормы, причем в сгибательных мышцах тонус выше, а в разгибателях ниже и тонус обязательно симметричен. С возрастом, примерно к 6 месяцам тонус постепенно равномерно  снижается.   Определяют мышечный тонус как сопротивление пассивным движениям.

У нормального новорожденного, удерживаемого горизонтально на животе (на руке врача) происходит разгибание головы, туловища и ног (рефлекс Ландау).

Если ручки и ножки малыша сильно прижаты к телу, трудно их разогнуть, при этом малыш плачет, запрокидывает голову назад, раздраженно реагирует на свет и звук – это мышечный гипертонус – чрезмерное мышечное напряжение. Гипертонус может быть общий, по гемитипу – одноименные рука, нога, только руки, только ноги.

Симптомы гипертонуса у ребенка

Если ребенок вял, ручки и ножки вяло лежат вдоль тела, малыш мало двигается, не пытается взять игрушку, перевернуться удержать голову – это гипотонус – сниженное мышечное напряжение.

Асимметрия мышечного тонуса – на одной половине тела тонус больше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, туловище изгибается дугой, ребенок заваливается на бок.

Дистония – неравномерный тонус – сочетание гипертонуса и гипотонуса. Асимметрия тонуса и дистония в любом возрасте НЕ является вариантом нормы.

Причины нарушения мышечного тонуса

Нарушения мышечного тонуса – это всегда проблемы в работе центральной нервной системы – головного или спинного мозга. Изменение мышечного тонуса – мышечная дистония –  это не заболевание, а симптом. Причина нарушений может появиться до или во время рождения.

Это, например, болезни матери в период беременности, сахарный диабет, употребление алкоголя и наркотиков, курение, прием лекарственных препаратов, стрессы, многоплодная беременность, стремительные роды, пособия и стимуляция родов или гипоксия (нехватка кислорода), асфиксия (удушье). Нарушение мышечного тонуса у новорожденных и детей первого года жизни чаще всего обусловлено гипоксически – ишемической энцефалопатией. Это повреждение головного мозга является следствием двух причин: гипоксии и ишемии (нарушение кровоснабжения тканей, ведущего в свою очередь гипоксии).

Заболевания которые могут сопровождаться нарушением тонуса

Снижается мышечный тонус при нервно – мышечных заболеваниях, таких как спинальная мышечная атрофия, полиомиелит, неонатальная миотоническая дистрофия, врожденные миопатии, синдром Гийен-Баре, миастении, ботулизме.

Токсические нарушения нервно-мышечной передачи могут вызвать гипотонию у новорожденных. Например, если матери употребляли магния сульфат для терапии преэклампсии, то гипермагниемия может вызвать гипотонию.

Прием аминогликозидов также может вызвать нарушения нервно-мышечного проведения.

Повышается мышечный тонус при заболеваниях головного мозга – инфекции, травмы, сосудистые заболевания, недоразвитие мозга – детский церебральный паралич.

Дистония – патологические позы, возникающие вследствие одновременного сокращения мышц – скручивание или перегиб тела по оси, нарушение речи – дизартрия. В зависимости от количества вовлеченных групп мышц дистония может быть генерализованной  (торсионная дистония) или фокальной (блефароспазм, спастическая кривошея, писчий спазм).

Дистония

Выявление нарушений мышечного тонуса требует наблюдения, сопоставления с наличием других симптомов нарушения развития.

Следует обратиться к неврологу, который осмотрит ребенка, оценит его состояние, при необходимости назначит дополнительные методы обследования и проведет дифференциальную диагностику с перечисленными и очень серьезными заболеваниями.

Используют ультразвуковые методы исследования – эхо-электроэнцефалографию, нейросонографию; компьютерную диагностику – магниторезонансную томографию; обследование мышц и нервов – электронейрографию. При подозрении на миастению придется обследовать вилочковую железу. При ряде заболеваний могут быть использованы молекулярно – генетические методы.

Если причина нарушения тонуса не установлена, говорят о ПЭП (перинатальная энцефалопатия).

Лечение нарушений тонуса у ребенка

При исключении серьёзных заболеваний раннее начало лечения приводит к полному выздоровлению. Поэтому не стоит откладывать визит к детскому неврологу. При отсутствии лечения нарушения тонуса приведут к деформациям скелета, суставов, нарушению движений и общего развития.

Лечение должно быть комплексным, назначенным педиатром, ортопедом и неврологом:

  1. кинезотерапия – лечение движением;
  2. аквагимнастика;
  3. медикаментозная терапия.

Кинезотерапия может быть пассивной – различные виды массажа и пассивной гимнастики и активной – корректирующая лечебная гимнастика и плавание. Можно использовать гимнастический мяч – фитбол.

Для снятия гипертонуса проводится щадящий массаж – расслабляющий и успокаивающий. Используются поглаживание и растирание пальцами и всей кистью, точечный массаж. Массаж не должен приводить к плачу ребенка и переохлаждению.

Это усилит мышечное напряжение.

Существует много методик расслабления мышц – поза эмбриона, потряхивание по Фелпсу, занятия на мяче, массаж по Семеновой (эффективен даже при ДЦП), сближение мест прикрепления мышц, массаж биологически активных точек.

В теплой воде снижается тонус мышц – можно использовать теплые ванночки  – хвойные, валериановые, плавание на кругу, игровые моменты в ванночке. Такие ванночки и занятия в воде хорошо успокаивают ребенка перед дневным и ночным сном.

Упражнения при гипертонусе конечностей, которые родители могут проводить с ребенком ежедневно в домашних условиях различны в зависимости от того, какие мышцы в тонусе, но принцип один. 1. Ребенок лежит на спине, взрослый поглаживает его ручки и/или ножки (с повышенным тонусом) соответственно от плеча к пальчикам, от бедра к пальчикам. 2.

Разгибание спазмированных конечностей и пальчиков осторожно, поглаживающими движениями от ладони к кончикам пальцев, от пяточки к пальчикам. Круговые движения кистью или стопой по часовой, против часовой стрелки. 3. Потряхивание конечностей, удерживая ребенка осторожно за пальчики. Чередоать со следующим упражнением – 4.

Поза эмбриона, ручки и ножки прижаты к животу. 5. Упражнение на мяче, помогающее формировать опору на стопу – ребенок ножками ставится на шершавую поверхность, животиком кладется на мяч (не очень большого размера), взрослый покачивает мяч вперед-назад, влево-вправо.

Такие упражнения рекомендуется проводить с ребенком ежедневно, обязательно соблюдая последовательность. Они значительно ускоряют процесс выздоровления.

Врачом при гипертонусе может быть назначено лечение парафиновыми обертываниями (смочить марлю в разогретом парафине, свернуть в 3 слоя, переложить целлофаном и еще тройным слоем марли – убедитесь, что не горячо, обернуть и зафиксировать конечность в максисмально разогнутом состоянии, продолжительность курса не менее 10 дней по 20 минут в день), малышам – электрофорез.

При пониженном тонусе массаж делается более интенсивно, поглаживание более глубокое с надавливанием кистью на массируемые участки мышц, растирание вторыми фалангами пальцев при сжатой в кулак кисть, поколачивание, пощипывание, постукивание (кончиками расслабленных пальцев и боковой поверхностью кисти), возбуждающий стимулирующий точечный массаж биологически активных точек.

Медикаментозное лечение назначает невролог, применяется оно, как правило, при гипертонусе, дистонии, асимметрии (до года только при дистонии и асимметрии). Возможно использование нейропротекторов, антиоксидантов, миорелаксантов. Можно использовать в лечении детей церебролизин, пантокальцин, семакс, солкосерил, мидокалм, баклофен, витамины группы В.

Что нужно именно Вашему малышу подберет профессионал.

Профилактика нарушений мышечного тонуса

Профилактика  дистоний – это прежде всего здоровые мамы, исключение вредных привычек, наблюдение за течением беременности и развитием плода, занятия с новорожденным, проведение с ним оздоровительного массажа и зарядки, развивающий уход за ребенком, комплексные медицинские осмотры для своевременной диагностики и принятия необходимых мер помощи.

Консультация врача по теме нарушение тонуса мышц у ребенка

Вопрос: как рано можно начинать массаж?

Ответ: массаж в виде поглаживания и растирания начинается с первых двух недель, позже делается уже более интенсивный массаж и добавляются специальные упражнения зарядки.

Вопрос: какой массаж может мама делать сама?

Ответ: начинается массаж с пальчиков стопы, с мизинчиков  – нажимаем, перебираем, поглаживаем, покручиваем и оттягиваем. Переходим на стопу – нажимаем под пальчиками – пальчики сжимаются, нажимаем на пяточку – пальчики – разжимаются. Рисуем восьмерку на стопе малыша. Делаем выемку на каждой стопе в свою сторону.

Проводим от пяточки к каждому  пальчику. Накручиваем стопу на палец массажиста. Берем ножки в руки и имитируем бег – топаем по столику, рисуем пяточкой восьмерку. Гладим ножки от стопы вверх к суставам. Делаем разминающие, легкие движения, круговые движения вокруг коленного и тазобедренного сустава.

Делаем разведение тазобедренных суставов, зафиксировав руками коленки – упражнение «книжечка». Переходим на животик и делаем поглаживающие движения по часовой стрелке, нажимаем пальцами вокруг пупка и закручиваем – «звоночек» для укрепления мышц брюшной стенки.

Берем пальчики руки – поглаживаем их, далее поглаживаем вверх, вокруг плечика.

Внутренние поверхности не массажируются. Стимулируем хватательный рефлекс, приподнимаем ребенка. Переворачиваем  на животик и поглаживаем мышцы спины, вдоль позвоночника, пощипываем и разминаем попку.

При повышенном тонусе постукивания и похлопывания делать нельзя. Берем малыша на руки прижимаем к себе спинкой и имитируем тренажер – наклоняем ребенка вперед – он пытается удержать спину.

С более старшими можно даже играть – подними игрушку со стола.

Мама может научиться такому общему  массажу и проводить его дома. Но в зависимости от мешечного тонуса могут добавляться специальные движения и приемы. Чтобы не навредить ребенку сначала нужно его показать врачу, посетить профессионального массажиста, а дома повторять необходимые движения.

Вопрос: может ли массаж повредить?

Ответ: может. При неправильном проведении массажа можно еще больше увеличить тонус спазмированных мышц  и расслабить итак вялые мышцы, нарушить движения в суставах.

Вопрос: что такое симптом «вялого ребенка»?

Ответ: термин «синдром вялого ребенка» объединяет  случаи мышечной гипотонии у детей первого года жизни – нарушение фиксации головы (голова свисает), поза «лягушки» в положении лежа на спине.

Мышечная гипотония может быть обусловлена поражением центральной и периферической нервной системы, в том числе головного и спинного мозга, периферических нервов, нервно – мышечного синапса, патологией мышц и системными заболеваниями – гипотиреоз, синдром Дауна. Чаще всего – это атонический тип детского церебрального паралича.

Синдром «вялого ребенка» может быть проявлением дегенеративных болезней, например, болезнь Тея-Сакса, болезнь Краббе, лейкодистрофии. При поперечном предлежании плода может возникнуть поперечное поражение спинного мозга. У новорожденного сначала будет гипотония и слабость ниже уровня поражения, а со временем перейдет в спастическое напряжение.

Еще один страшный вариант – полиомиелит – вирусная инфекция, поражающая мотонейроны спинного мозга. Диагностика заболевания – дело детского невролога. Профилактика – соблюдение календаря прививок! Заниматься самодиагностикой  и самолечением недопустимо.

Гипотонус, обусловленный полиомиелитом

Врач невролог Кобзева С.В.

Источник: https://medicalj.ru/diseases/neurology/639-narushenija-myshechnogo-tonusa-u-detej-gipotonus-gipertonus-distonija

Нарушение мышечного тонуса причины, способы диагностики и лечения

Мышечный тонус языка в норме нарушен спастичность гипотония дистония

Нарушение мышечного тонуса — это различные расстройства отдельных или всех мышц тела, при которых нарушается поддерживающая функция опорно-двигательного аппарата. Может быть как врождённым, так и приобретённым симптомом.

Наблюдается у новорождённых детей, а также у взрослых. Возникает в результате усиленного или недостаточного сокращения волокон, что говорит о патологических процессах в центральной нервной системе и головном мозге.

Вылечить симптом можно у врача-невролога, а также у ревматолога, остеопата, травматолога. 

Причины нарушений тонуса мышц

Тонические патологии мышц выражаются в увеличенном или ослабленном напряжении, что считается отхождением от нормы. Медицинское название симптома — мышечная дистония. Развивается в любом возрасте, при этом отличается по характеру течения и причинам возникновения. Признаки дистонии мышц:

  • сниженное или увеличенное напряжение;
  • ограничение двигательных способностей;
  • искривление позвоночника и шеи;
  • беспокойный сон, бессонница;;
  • повышенная нервозность;
  • изменение походки;
  • трудности с выполнением стандартных упражнений;
  • у детей — тремор подбородка и конечностей, срыгивания, частый плач. 

Причины появления зависят от возраста. У детей и подростков:

  • обезвоживание или многоводие при беременности;
  • отслоение плаценты, продолжительный токсикоз, гипоксия плода;
  • патологические роды, кесарево сечение, долгие схватки;
  • употребление алкоголя, сигарет, наркотиков во время беременности;
  • обвитие пуповины;
  • повреждения элементов ЦНС. 

У взрослых расстройство возникает чаще из-за патологий в головном мозге:

  • черепно-мозговые травмы;
  • повреждения спинного мозга;
  • острые и хронические инфекции;
  • церебральный паралич;
  • злокачественные опухоли;
  • кислородное голодание мозга;
  • болезни кровеносных сосудов;
  • сбои мозгового кровоснабжения;
  • психоэмоциональные потрясения;
  • интенсивные физические нагрузки;
  • рассеянный склероз;
  • острые интоксикации;
  • аллергия на лекарства;
  • энцефалит. 

Типы нарушений тонуса мышц

Существует два типа симптома — гипертонус (повышенное напряжение) и гипотонус (сниженное напряжение) мышц. Каждая из разновидностей имеет определённые формы проявления, признаки, осложнения и методы лечения. 

Гипертонус мышц 

Чаще выражен у грудничков, но возможно естественное устранение признаков в течение 2-4 месяцев. Характерные признаки — беспричинный плач и беспокойство, сопротивление при попытке спровоцировать движение, сжатые пальцы рук и ног. У взрослых выражается в невозможности полностью расслабиться, болевом синдроме при движениях. 

Гипотонус мышц 

Характеризуется удивительным спокойствием ребёнка, длительным сном и вялыми неохотными движениями. При гипотонусе малыши долго не держат голову, поздно садятся, ходят, имеют слабо развитую моторику рук. Взрослые при синдроме мышечной гипотонии ощущают постоянное переутомление, слабость конечностей, спины и шеи. 

Стадии развития нарушений мышечного тонуса 

  1. Первая. Незначительные изменения напряжения, которые быстро приходят в норму, часто без медицинского вмешательства. 
  2. Вторая.

    Симптоматика проявляется во время движений, впоследствии возможно проявление в состоянии покоя. 

  3. Третья.

    Длительные спазмы вызывают выраженные физические деформации элементов опорно-двигательного аппарата, возникает ограничение подвижности. 

Формы нарушений мышечного тонуса 

  • Первичная. Врождённая форма, которая не зависит от наличия хронических заболеваний или неврологических расстройств в организме. Наблюдается у младенцев вследствие патологической беременности и родов или наследственной предрасположенности. Легко поддаётся лечению, если своевременно обратиться к специалисту. 
  • Вторичная. Приобретённая форма, которая характеризуется развитием на фоне других болезней, преимущественно, центральной нервной системы. Также возникает при неврологических повреждениях, наследственности и других факторах, которые способствуют расстройствам ЦНС и головного мозга. 

Диагностировать патологию в младенческом возрасте позволяют тесты на рефлексы:

  • Держать ребёнка в вертикальном положении, чтобы он попытался сделать шаг. 
  • В таком же положении ребёнок должен полностью опираться на стопу, а не пальцы. 
  • Грудничок поджимает руки и ноги, лёжа на животе, на спине — выпрямляет. 
  • При наклоне головы влево, лёжа на животе, младенец сгибает правые ногу и руку. 

У детей от 2 лет и взрослых врачи диагностируют симптом при помощи электромиографии, которая определяет силу импульсов мышц, а также с помощью компьютерной томографии или МРТ. В сети клиник ЦМРТ вы можете пройти диагностику такими методами:

Курс лечения редко содержит оперативные процедуры, обычно терапия включает консервативные методики:

  • Лечебный массаж для расслабления или стимуляции мышечных волокон. 
  • Лечебную гимнастику, плавание для тренировки мышц и костей. 
  • Физиотерапию (электрофорез, рефлексотерапию, иглоукалывание, магнитотерапию, озонотерапию). 
  • Лекарства — миорелаксанты, хондропротекторы, нейропротекторные препараты. 

Чтобы вылечить недуг, записывайтесь на консультацию к врачам в сеть клиник ЦМРТ:

Структура речевого дефекта при дизартрии

Мышечный тонус языка в норме нарушен спастичность гипотония дистония
Структуру речевого дефекта, составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи. Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезии, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройства голосообразования.

Речь при дизартрии смазанная, нечеткая.
Спастичность – повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены.  Язык «комком» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята в верх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому небу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков.
(палатализация).

Иногда спастичный язык «жалом», вытянут в перед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное смыкание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, приоткрыт. При этом наблюдается повышение слюнотечения (гиперсаливация).

Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены.
Гипотания– снижение тонуса мышц.
При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. Рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

Гипотония мышц мягкого неба притятствует достаточному продвижению небной занавески
вверх  и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. Голос приобретает носовой оттенок ( назализация).
Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может наблюдаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает.

Дистония искажает артикуляцию. Особенность звукопроизношения при дистонии – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
У детей с неврологической патологией часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре( так же, как и в скелетной). Например, в язычной мускулатуре может отмечаться спастичность, а в лицевой и губной – гипотония.

  
Нарушение подвижности артикуляционных мышц.
Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата – это основное проявление пареза этих мышц.
Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом.

Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении мышц языка. 
Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть разной – от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. В первую очередь нарушаются наиболее тонки и дифференцированные движения ( поднимание языка вверх).

Специфические нарушения звукопроизношения:
– стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;
– специфические трудности автоматизации звуков (длительность времени автоматизации).

При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются;
– нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков ( усредненность или редуцированность гласных);
– преобладание межзубного и бокового произношения свистящих с   з, ц,  и шипящих  ш  ж  ч  щ  звуков;
– оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса;
– смягчение твердых согласных звуков ( палатализация);
– нарушения звукопроизношения особенно выражено в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.
В зависимости от типа нарушения все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические  (искажения звуков) и фонологические (замены, смешения). При дизартрическом расстройстве наиболее типичным нарушением звукового строя речи является искажение звука.
Нарушения дыхания обусловлены недостаточностью центральной регуляции  дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент оно учащается. Отмечается нарушение  координации вдоха и  выдоха ( поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической  форме дизартрии.
Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса  и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, ых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса ( тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса ( глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, готанный).
Нарушения просодики(  мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).
Мелодико-интонационные расстройства часто относятся к  одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Они в большей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Наблюдается слабая выраженность или отсутствие ых модуляций ( ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже – в ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи ( скандированность-«рубленая» речь, когда наблюдается дополнительное количество ударений в словах).
Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
У детей с дизартрией отмечается слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.
При дизартрии встречаются вегетативные расстройства.
Частым  вегетативным расстройством является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, порезом губных мышц. Данное расстройство утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате и снижения самоконтроля. Встречается вегетативное расстройство, как покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи.
У детей с дизартрией часто затруднен акт приема пищи, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Встречается нарушение координации между дыханием и глотанием.
Дизартрические нарушения могут сопровождаться  синкинезиями.
Синкинезии – непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных  артикуляционных движений (дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы  вверх при попытке поднять кончик языка)
Оральные синкинезии – открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.
Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
Нарушение координации движений (атаксия)
Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи.
Дисметрия – это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым утрированным, замедленным движением, чем это необходимо ( чрезмерное увеличение двигательной  амплитуды) Так же наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия).
Атаксия отмечается при атактической дизартрии.
Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора)  в артикуляционной мускулатуре.

Гиперкинезы – непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка.

Тремор – дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Отмечается при атактической дизартрии.

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н.

Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969,1971,1979,1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т. Е. Twitchell, 1959; R. D. Neilson, N.

О'. Dwer, 1984.

1.     Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — 575с.
2.     Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, Р.И.Лалаевой, Е.М.Мастьковой.,М.: Просвещение, 1989. –   527с.
3.     Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — 192с.
4.     Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. I. Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – М.: Владос, 2003. – 303с.
5.     Атлас нервная система человека строение и нарушение / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе – М.: ПЭР СЭ,2011. – 79с.

Источник: https://polakova-logo.livejournal.com/3804.html

КрепкоеЗдоровье
Добавить комментарий