Комплекс упражнений при приобретенных пороках сердца

Использование средств физической культуры при пороках сердца

Комплекс упражнений при приобретенных пороках сердца

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СРЕДСТВ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  ПРИ  ПОРОКАХ  СЕРДЦА

Туренко  Елизавета  Игоревна

студент  4  курса,  кафедра  социальной  работы  социально-теологического  факультета  НИУ  «БелГУ»,  РФ,  г.  Белгород

E-mail:  LizaT93@mail.ru

Стрельцов  Владимир  Антонович

научный  руководитель,  доцент  кафедры  физического  воспитания  НИУ  «БелГУ»,  РФ,  г.  Белгород

В  наше  время  проблема  сердечно-сосудистых  заболеваний  стоит  очень  остро,  как  для  пожилых,  так  и  для  молодых  людей.  Во  всем  мире  сердечно-сосудистые  заболевания  лидируют  по  смертности.  С  развитием  цивилизации  люди  все  больше  сокращают  затраты  мышечной  энергии,  увеличивают  калорийность  пищи  на  фоне  малоподвижного  образа  жизни.

  Все  это  привело  к  тому,  что  человек  стал  мало  двигаться,  мало  работать  физически,  в  результате  чего  страдает  сердечно-сосудистая  система.

  Задачами  физической  культуры  и  физического  воспитания  при  пороках  сердца  являются  общеукрепляющее  воздействие  на  организм,  приспособление  его  к  физическим  нагрузкам,  улучшение  работы  сердечно-сосудистой  системы  и  других  органов. 

Пороки  сердца  —  это  врожденные  или  приобретенные  изменения  структур  сердца  (клапанов,  перегородок,  стенок,  отходящих  сосудов),  нарушающие  движение  крови  внутри  сердца  или  по  большому  и  малому  кругам  кровообращения  [1,  с.  126].

Врожденные  пороки  сердца  возникают  в  период  от  второй  до  восьмой  недели  беременности  и  встречаются  у  5—8  новорожденных  из  тысячи.

  Факторами  возникновения  порока  сердца  у  ребенка  могут  быть:  наследственная  предрасположенность;  наличие  у  матери  или  у  близких  родственников  детей  с  врожденными  пороками  развития;  возраст  беременной  женщины  старше  35  лет;  перенесенные  во  время  беременности  инфекционные  заболевания;  курение  и  прием  алкоголя  во  время  беременности;  эндокринные  нарушения  у  матери  или  у  отца;  воздействие  неблагоприятных  факторов  внешней  среды  во  время  беременности;  самопроизвольные  аборты  и  мертворождение  в  анамнезе  женщины  [2].

Приобретенные  пороки  сердца,  называемые  также  клапанными  пороками  —  нарушение  деятельности  сердца,  обусловленное  морфологическими  и/или  функциональными  изменениями  одного  или  нескольких  его  клапанов  [2]. 

Лечебная  физкультура  при  пороках  сердца  решает  задачи  компенсации  недостаточности  кровообращения,  повышения  адаптивных  возможностей  сердца  и  аппарата  кровообращения  к  изменяющимся  потребностям  организма  при  наличии  порока  сердца,  повышения  неспецифической  сопротивляемости  детского  организма  к  неблагоприятным  факторам  окружающей  среды,  расширения  функциональных  резервов  детского  организма,  создания  благоприятных  условий  для  нормализации  физического  и  психомоторного  развития  ребенка.  Для  решения  этих  задач,  при  отсутствии  признаков  активизации  ревматического  процесса,  используются  преимущественно  общеразвивающие  и  прикладные  упражнения  в  соответствии  с  уровнем  двигательных  умений  ребенка.  Основное  значение  придается  точному  подбору  адекватной  физической  нагрузки  и  ее  постепенному  увеличению  с  соблюдением  принципа  охвата  всех  мышечных  групп,  рассеянной  нагрузки.  Из  специальных  упражнений  ведущую  роль  играют  активизирующие  экстракардиальные  факторы  кровообращения  —  дыхательные  динамические  и  статические,  для  средних  мышц  из  выгодных  исходных  положений.

Одним  из  наиболее  полезных  упражнений  при  пороках  сердца  является  ходьба,  которая  обычно  рекомендуется  в  каждом  занятии.  С  нее  начинается  и  ею  кончается  каждый  комплекс  упражнений.

  Она  постепенно  включает  весь  организм  в  работу,  усиливает  кровообращение  и  дыхание,  тонизируя  нервную  систему,  подготавливая  мышцы  для  последующих  движений.  Даже  у  слабых  людей,  занимающихся  гимнастикой  лежа  или  сидя,  ходьба  проводится  в  виде  имитационных  движений  ногами.

  Ходьба  в  медленном  темпе  полезна  и  в  конце  каждого  комплекса  упражнений,  так  как  она  способствует  правильной  регуляции  кровообращения  и  общему  «успокоению»  организма.

Большое  значение  в  занятиях  отводится  движениям  рук  и  плечевого  пояса,  при  которых  выпрямляется  позвоночник,  расширяется  грудная  клетка,  укрепляются  мышцы  спины  и  плечевого  пояса.  Эти  упражнения  помогают  выработать  навык  правильного,  глубокого  дыхания.  Такие  движения  повторяются  в  комплексе  упражнений  несколько  раз,  чередуясь  с  другими  движениями.

Чрезвычайно  большое  значение  для  людей,  страдающих  пороком  сердца,  имеет  глубокое  дыхание.

  Оно  способствует  большему  притоку  крови  к  легким  и  сердцу,  обогащает  ее  кислородом,  улучшает  снабжение  кровью  и  кислородом  головного  мозга,  повышает  питание  сердечной  мышцы  и  потому  облегчает  ее  работу.

  Дыхательные  упражнения  вырабатывают  навык  правильного  дыхания,  которое  играет  очень  большую  роль  в  регуляции  кровообращения  и  помогает  компенсировать  его  недостаточность,  вызванную  пороком  сердца  [1,  с.  117].

При  подборе  упражнений  следует  соблюдать  следующие  правила:  начинать  надо  с  более  простых  и  легких  упражнений;  трудные  упражнения  всегда  должны  чередоваться  с  более  легкими;  нагрузку  следует  распределять  равномерно  на  все  мышечные  группы;  по  мере  тренировки  упражнения  должны  постепенно  усложняться.  Со  временем  путем  систематического  применения  лечебной  физкультуры  обеспечиваются  стойкая  компенсация  порока  и  достаточная  адаптация  сердечно-сосудистой  системы  и  всего  организма  к  физическим  нагрузкам.

Для  здоровья  нашего  сердца  очень  полезно  плавание.  Оно  предупреждает  сердечно-сосудистые  заболевания.  Регулярные  занятия  плаваньем  укрепляют  мышцы,  повышают  выносливость  организма.  Упражнения  в  воде  улучшают  кровообращение  в  организме,  снижают  артериальное  давление.

  Плавание  нормализует  сердечный  ритм,  улучшает  эластичность  сосудов  и  сердечной  мышцы,  оказывая  позитивный  эффект  на  ток  крови,  и,  следовательно,  насыщение  организма  кислородом.

  Плавание  оказывает  благотворительное  влияние  на  нервную  систему;  ведь  при  плавании  осуществляется  воздействие  на  всю  поверхность  тела,  что  дает  своеобразный  массирующий  и  расслабляющий  эффект.

Немаловажное  значение  для  нашего  сердца  имеет  и  правильное  питание.  Для  того  чтобы  сердце  было  здоровым,  необходимо  придерживаться  следующих  правил  [1,  с.  118]:

·     постепенно  свести  на  минимум  употребление  продуктов  животного  происхождения:  жирных  сортов  мяса  (сало,  сосиски,  колбасы  —  исключены),  субпродуктов  —  печени  и  почек,  жирных  молочных  продуктов  —  сливочного  масла,  сметаны,  сливок;

·     готовить  на  растительных  маслах:  содержащиеся  в  них  полезные  ненасыщенные  жиры  защищают  сосуды  от  атеросклероза.  По  той  же  причине  для  бутербродов  вместо  сливочного  масла  лучше  использовать  мягкие  (растительные)  маргарины;

·     перейти  на  обезжиренные  молочные  продукты  (йогурты  с  низким  содержанием  жира,  обезжиренные  молоко  и  сыр);

·     взять  за  правило  хотя  бы  раз  в  неделю  есть  морепродукты  и  жирную  рыбу  (сельдь,  форель,  скумбрия,  тунец,  семга);

·     ежедневно  употреблять  фрукты,  овощи  и  бобовые  —  эти  продукты  богаты  кальцием,  который  снижает  кровяное  давление;

·     употреблять  зерновой  хлеб  и  макароны  грубого  помола,  картофель,  крупы,  злаки,  рис,  в  которых  содержится  много  полезного  крахмала;

·     в  день  выпивать  не  менее  1,5  литра  воды;

·     свести  количество  соли  в  пище  к  норме  5—6  г  в  день  (1  чайная  ложка).

Нельзя  пропускать  приемы  пищи.  Придерживаясь  этих  принципов  здорового  питания  можно  контролировать  не  только  здоровье  своего  сердца,  но  и  вес,  который  очень  скоро  приблизиться  к  своему  оптимальному  показателю  [1,  с.  119].

Таким  образом,  лечение  пороков  сердца  заключается  в  организации  режима  жизни,  работы,  учебы,  питания,  занятий  физической  культурой  в  соответствии  с  имеющимися  функциональными  возможностями  организма  каждого  человека,  в  предупреждении  повторных  ревматических  атак,  в  расширении  компенсаторных  возможностей. 

Список  литературы:

1.Краснова  М.  Здоровое  сердце.  СПб:  Издательство  «Веды»,  2010.  —  256  с. 

2.Пороки  сердца  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xvi/36126

Физические упражнения при пороке сердца для детей старшего дошкольного возраста. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Комплекс упражнений при приобретенных пороках сердца

Дети, страдающие врожденными пороками сердца, как правило, отстают в физическом развитии. Их физиологический возраст не соответствует паспортному. Такие дети обычно худенькие, маленького роста, бледные.

Иногда пальцы рук и ног у них имеют лилово-красный цвет (синюшные). Во время игр больной ребенок устает быстрее своих сверстников. Он жалуется на одышку, боли в области сердца, головную боль.

Плохое самочувствие связано с недостаточным притоком крови к тканям, нарушением кровообращения и как следствие этого — кислородным голоданием.

Некоторые родители, дети которых имеют врожденный порок сердца, стараются оберегать их от всякой физической нагрузки, в особенности от физических упражнений. Правильно ли это? Конечно, нет! Полный «покой» очень неблагоприятно сказывается на состоянии таких детей.

Они нуждаются в специальных упражнениях в виде лечебной гимнастики дома и в кабинетах лечебной физкультуры поликлиник, а также в физических упражнениях в так называемой специальной группе по физкультуре в школе, но только при обязательном разрешении врача.

Осторожная, разумная тренировка с очень небольшой степенью нагрузки будет способствовать приспособлению сердечно-сосудистой системы, работающей в неблагоприятных условиях, к окружающей обстановке.

Сейчас в медицине открыта новая страница — хирургия сердца. Благодаря тонким и сложным операциям, устраняющим врожденный дефект, удается спасти жизнь и здоровье многим детям. Однако удачная операция — это еще не все. Необходимо помочь ребенку справиться с послеоперационным периодом. Исключительно полезны в это время систематически проводимые правильно дозированные физические упражнения.

Большая группа пороков сердца относится к приобретенным порокам, являющимся следствием перенесенного ревматизма. Это один из первых врагов сердца ребенка. Многие называют его «бичом» юности. Ведь в детском возрасте сердечная мышца отличается наиболее нежным строением, в связи с чем ревматизм поражает чаще именно детей.

В настоящее время известно, что причиной ревматизма служит инфекция, но он может явиться и результатом простуды, переохлаждения. Развитию болезни способствуют неправильный режим, переутомление, отсутствие занятий физическими упражнениями. Обычно острый период ревматизма длится около 1,5—2 месяцев.

Когда приступ затихает, наступает второй, подострый, период, который может продолжаться 3—4 месяца. Именно в это время и развиваются различные изменения в виде пороков сердца. Каждый приступ ревматизма оставляет след в сердце. Это заболевание может вызвать изменения и со стороны других органов и систем.

Помните, что от умелого ухода за ребенком, организации правильного двигательного режима, нужного подбора физических упражнений зависит дальнейшее его здоровье. Все это должно сочетаться с полноценным питанием, пребыванием на свежем воздухе и разумным закаливанием.

Если ребенок находится в больнице, лечебной гимнастикой с ним занимаются методисты лечебной физкультуры. Но после выписки из стационара это выполняют родители (или другие взрослые члены семьи).

Кроме острого и подострого периодов при ревматических пороках сердца бывает еще и межприступный, в который дети находятся обычно в домашних условиях. Наши практические рекомендации относятся именно к этому периоду болезни. Ниже мы приводим наиболее эффективные упражнения для детей, страдающих ревматическими пороками сердца.

Эти упражнения полезны и детям с врожденными пороками сердца (например, при открытых артериальных протоках, дефектах межжелудочковой и межпредсердной перегородок и др.) как до операции, так и находящимся в удовлетворительном состоянии в течение первых 4—6 месяцев после операции.

Прежде чем познакомить вас с упражнениями, хотим дать несколько методических советов: комплекс упражнений обычно включает 8—11 движений: 3—4 для рук, 3—4 для ног и 2—3 для туловища. После наиболее трудных упражнений обязателен отдых по 30—40 секунд (лучше в положении сидя на стуле). Можно давать упражнения с гимнастической палкой, обручем, мячом и пр.

Необходимо соблюдать принцип «рассеивания» нагрузки, т. е. чередование движений рук, ног и туловища. Темп выполнения — медленный и средний; число повторений — от 4—6 до 8—10. Занятия лучше всего проводить утром до завтрака или не ранее чем через час после него.

Во время упражнений надо следить за дыханием (не задерживать его!); ни в коем случае нельзя допускать напряжения и натуживания. В случае появления у ребенка небольшой одышки, синюшности губ, а также жалоб на утомляемость и головокружение следует прекратить занятия, В этом случае надо обязательно показать ребенка врачу.

Только с его разрешения можно продолжать занятия, согласовав с ним степень нагрузки. Увеличивать в дальнейшем нагрузку можно лишь с разрешения врача.

Предлагаем три ориентировочных комплекса упражнений (с возрастающей сложностью), которые применяются при сердечной форме ревматизма и врожденных пороках сердца.

№   1   (исходное положение — сидя)

1. Приподнимание ног, не отрывая пальцев   от  пола.   Опираясь   о   спинку стула и держась за его сиденье,  приподнять ноги повыше, не отрывая пальцев  от пола  (рис.   1).  Дыхание   произвольное. Темп средний. Повторить 10—12 раз.

2. Хлопки  над  головой. Опираясь оспинку стула, поднять руки в стороны – вверх и сделать хлопок ладонями над головой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6—8 раз.

3. Повороты   туловища.   Поворачиваясь налево и направо, делать хлопки ладонями    сбоку    туловища.    Дыхание произвольное.   Темп  средний.    Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

4. Подбрасывание мяча. Подбрасывать и ловить маленький мяч перед собой то правой, то левой рукой. Дыхание произвольное.  Темп  средний.  Повторить 7—10 раз каждой рукой.

5. Удары мяча о пол.   Ударять   маленький мяч о пол перед собой и ловить его то одной, то другой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз каждой рукой.

6. Потягивание. Взяв  в  руки  обруч, поднимать его прямыми руками вверх над  головой,  энергично  потягиваясь  и делая вдох.   Темп   медленный.   Повторить 4—6 раз.

7. Выравнивание спины. Держа обруч вертикально над головой, опускать его за спину, сводя   лопатки   и   слегка прогибая   спину.   Дыхание    произвольное.   Темп   медленный.   Повторить   4—6 раз.

8. Сдувание бумажки. Положив  на ладонь согнутой руки кусочек бумажки, энергичным выдохом   через   почти сомкнутые   губы   стараться   сдуть   ее с руки. Повторить 5—8 раз.

№ 2 (исходное положение — сидя)

1. Переступание.  Опираясь   руками на сиденье стула,  переступать  ногами по полу в течение 20—30 секунд. Дыхание   произвольное.  Темп  средний.

2. Отведение  рук  в  стороны.  Опираясь на спинку стула, медленно, с глубоким  вдохом  отводить  прямые  руки в стороны ладонями  вверх, сводя лопатки. Повторить 4—6 раз.

3. «Насос».    Наклонять     туловище вправо    и    влево,    скользя    ладонями вдоль   туловища.   Дыхание   произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

4. Поочередное     разгибание   ног. Опираясь   на   спинку   стула,   разгибать вперед то правую, то левую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз каждой ногой.

5. Растягивание   «пружины».    Опираясь на спинку стула, согнуть руки перед грудью, сжав пальцы в кулак. Отводить   согнутые   руки   назад,   как   бы растягивая перед собой пружину. Дыхание    произвольное,    без    задержки. Темп средний. Повторить 6—8 раз.

6. Поднимание   палки   вверх.   Взяв палку руками на ширине плеч, поднимать ее вперед-вверх, делая глубокий вдох и выпрямляя спину. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

7. Опускание палки за спину. Держа палку руками на ширине плеч, поднять ее вверх и опустить   за  спину  к  углам лопаток,    выравнивая   спину   и   делая глубокий вдох. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

8. Отведение  рук  назад.  Опираясь на  спинку  стула,   медленно   прогибать спину с глубоким вдохом, отводя руки назад. Повторить 4—6 раз.

9. Переступание в стороны. Держась руками  за сиденье стула,  переступить ногами по полу   то   вправо, то влево. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.

10. Поднимание    мяча.    Медленно поднимать прямыми руками   мяч   вперед-вверх, прогибая спину и делая глубокий вдох. Повторить 4—8 раз.

№  3 (исходное положение — стоя)

1. Ходьба. Походить по комнате, высоко поднимая колени, в течение 30—40    секунд.    Дыхание     произвольное. Темп средний.

2. Прогибание    спины.    Поднимая руки вперед-вверх пошире, с глубоким вдохом прогибать спину, слегка отводя голову назад. Темп медленный. Повторить 5—8 раз.

3. «Насос».   Наклоняться   вправо   и влево со скользящим   движением   рук по бокам   туловища.   Дыхание   произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз в каждую сторону.

4. Бросание мяча в стену. Бросать маленький мяч в стену то правой, то левой рукой и ловить его обеими руками. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 5—10 бросков   каждой   рукой.

5. «Конькобежец».   Поставить   ноги врозь пошире и, заложив руки за спину, попеременно сгибать то левую, то правую ногу, имитируя движения конькобежца. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз в каждую сторону.

6. «Бокс». Сжав пальцы в кулаки, согнуть руки к груди и делать энергичные удары вперед то одной, то другой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 5—10 ударов каждой рукой.

7. Повороты с палкой. Держа палку за спиной  на углах лопаток,  поворачивать туловище направо и налево. Ноги не  сгибать  и  не сдвигать с места.  Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.

8. Бросание    мяча    вверх.    Держа большой мяч обеими руками,  подбрасывать   его   вверх   и   ловить.   Дыхание произвольное.  Темп   средний.   Сделать 7—10 бросков.

9. «Лыжник». Поставив ступни параллельно  и  подняв  руки  вперед,  делать полуприседание,   энергично   опуская   и отводя назад руки, имитируя отталкивание палками при катании на лыжах. Дыхание    произвольное.    Темп    средний. Повторить 5—8 раз.

10. Потягивание с палкой. Взяв палку руками немного шире плеч, медленно, с глубоким   вдохом   поднимать   ее вверх над головой, вытягивая все тело. Повторить 4—6 раз.

11. «Косарь». Взяв палку в руки, делать   движения   руками   и   туловищем, подражая работе косаря (рис. 2). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8—10 раз.

12. Отдых. Сесть, опереться на спинку стула, расслабить мышцы и спокойно отдохнуть в течение 1,5—2 минут.

http://www.irelle.com/

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/3130595/post101447038/

Методика ЛФК при врожденных и приобретенных пороках сердца

Комплекс упражнений при приобретенных пороках сердца

В предоперационном периоде (за несколько недель до операции) решаются следующие задачи ЛФК:

– умеренная мобилизация резервов кардиореспираторной системы;

– облегчение работы сердца за счет включения экстракардиальных факторов кровообращения;

– борьба с проявлением невроза, беспокойства, формирование у больного уверенности в успешном исходе операции;

– овладение упражнениями раннего послеоперационного периода (обучение диафрагмальному дыханию и приемам безболезненного откашливания, приподнимания).

В зависимости от общего состояния больного, результатов обследования и показателей функциональных проб для построения методики ЛФК больные с врожденными пороками сердца распределяются на три группы: А, Б и В.

Группа А – больные с незначительными жалобами на легкую одышку и утомление после физической нагрузки. Гемодинамические показатели – без выраженных нарушений.

Сброс крови (открытый аортальный проток, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок) происходит «слева направо», т.е. кровь в избыточном количестве поступает в малый круг кровообращения.

Результаты функциональных проб расцениваются как благоприятные.

Группа Б – больные в состоянии средней тяжести с жалобами на слабость, одышку, сердцебиение и быструю утомляемость. Обследование указывает на гипертензию в малом круге кровообращения. У этих больных могут наблюдаться: тетрада Фалло, различные формы нарушения магистральных сосудов, единственный желудочек и др. Результаты функциональных проб – допустимые.

Группа В – больные в тяжелом состоянии с жалобами на одышку при незначительной физической нагрузке и в покое, утомляемость, сердцебиение, перебои в работе сердца, частые головные боли.

Сюда относятся больные со стенозом, коартацией аорты и другими врожденными дефектами, при которых затруднено поступление крови в большой круг кровообращения.

Результаты функциональных проб – удовлетворительные.

В предоперационном периоде занятия с этими группами больных проводят по следующей схеме (табл. 1).

Таблица 1

Распределение больных с врожденными пороками сердца по группам для занятий ЛГ (по Е.И.Янкелевич, 1995)

Показатель Группа А Группа Б Группа В
Двигательный режим Свободный Свободный (с ограничением) Полупостельный
Метод проведения занятий Групповой Малогрупповой Индивидуальный
Игровые элементы Игры малоподвижные Игры малоподвижные Игры на внимание
Место проведения занятий Зал ЛФК Зал ЛФК, холл Палата
Исходное положение Сидя, стоя Сидя Лежа
Степень нагрузки Средняя Средняя Малая
Число упражнений в занятии 18-20 14-16 10-12
Длительность занятия (в мин) 18-20 14-18 8-12
Предметы Палки, большие и малые мячи, гантели Палки и большие мячи Без снарядов
Темп Средний Медленный и средний Медленный

Занятия проводятся в основном индивидуальным или малогрупповым методом.

На занятиях ЛГ применяются динамические упражнения для всех мышечных групп; амплитуда движения и темп – индивидуальные, в зависимости от функционального состояния больного.

Все движения осуществляются с акцентом на тренировку дыхания. Возможно использование на занятиях простых предметов (мячей, гимнастических палок, легких гантелей) и малоподвижных игр.

В послеоперационном периоде решаются следующие задачи ЛФК:

– профилактика возможных осложнений (пневмонии, ателектаза легких, плевральных, плевракардиальных спаек, флебитов, атонии кишечника, тромбозов и эмболии);

– облегчение работы сердца за счет экстракардиальных факторов кровообращения;

– профилактика нарушений осанки, тугоподвижности в левом плечевом суставе;

– адаптация сердца к новым условиям гемодинамики;

– нормализация деятельности основных систем организма.

При операциях на сердце по поводу врожденных и приобретенных пороков, сердца методика ЛФК в послеоперационном периоде делится на три периода с пятью двигательными режимами: I А, I Б, II А, II Б и III.

Режим I А. Занятия ЛГ проводят в первые сутки после операции. Очень важен туалет бронхиального дерева, необходимо вывести как можно больше слизи. Следует помнить, что даже после хорошо выполненной операции больной может погибнуть в результате асфиксии, вызванной небольшой слизистой пробкой, которая закупоривает дыхательные пути.

В связи с этим занятия ЛГ проводятся ежечасно. Больной делает 3-4 дыхательных движения и несколько последовательных кашлевых толчков.

При этом методист ЛФК поддерживает руками грудную клетку больного с боков, избегая травмирования области шва; во время выдоха он осуществляет незначительное вибрационное сдавливание грудной клетки больного, «стимулируя» таким образом грудные мышцы.

Дыхательные упражнения сочетаются с движениями пальцев ног и рук. С помощью методиста больной поворачивается на бок и лежит 10-12 мин; в положении на боку методист массирует ему спину. По нескольку раз в день больные надувают воздушные шары, резиновые игрушки.

Режим I Б. Больной выполняет упражнения в и.п. сидя на постели, в медленном темпе (2-3 раза в день). Продолжается надувание резиновых игрушек. Статические дыхательные упражнения сочетаются с динамическими. Амплитуда движений постепенно увеличивается.

Режим II А. Больной выполняет упражнения сидя на стуле, пробует вставать. В занятия включаются упражнения, охватывающие большое количество групп мышц. Занятия проводятся индивидуальным или малогрупповым методом в палате. Комплекс состоит из 12-15 упражнений. На протяжении всего занятия рекомендуется следить за правильной осанкой – как в покое, так и при движении.

Режим II Б. Занятия проводятся более активно, малогрупповым методом. Больному разрешается вставать и с помощью медперсонала ходить 2-3 раза в день (на расстояние 15-20 м).

Режим III, или тренировочный режим. Занятия ЛГ проводятся групповым методом: вначале – по 3-5 чел.; в дальнейшем, перед выпиской, – по 8-10 чел. Упражнения выполняются в и.п. сидя на стуле и стоя (по 20-25 мин 1 раз в день). Допускается выполнение упражнений с небольшим напряжением, с отягощениями (гантелями весом 0,5-1 кг).

Широко применяются корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы-разгибатели туловища – преимущественно в и.п. стоя и во время ходьбы. Корригирующее влияние упражнений усиливается с применением спортивного инвентаря (гимнастических палок, мячей и пр.).

В занятия включают приседания, держась за опору, а также упражнения на развитие координации с постепенным усложнением согласованности движений. Темп выполнения упражнений – медленный и средний; в упражнениях для небольших мышечных групп – быстрый. Рекомендуется ходьба в медленном, среднем и быстром темпе с кратковременным ускорением и замедлением.

Заключительный период занятий с больным (за 3-5 дней до выписки) включает упражнения для профилактики нарушений осанки, повышения функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укрепления всех групп мышц, подготовки больного к самообслуживанию дома. Большое внимание уделяется ходьбе по коридору и по лестнице.

Время перевода больных с одного двигательного режима на другой после операции зависит от: вида врожденного или приобретенного порока; успешности операции; функционального состояния больного после операции. Так, например, после устранения дефекта межпредсердной или межжелудочковой перегородки больного переводят на тренирующий режим через 10 дней, а после протезирования клапанов – на 22-23-й день.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_445_metodika-lfk-pri-vrozhdennih-i-priobretennih-porokah-serdtsa.html

Лфк при пороках сердца

Комплекс упражнений при приобретенных пороках сердца

При компенсированной недостаточности митрального клапана в специальном применении лечебной физической культуры нет необходимости. Больным рекомендуются занятия в группах здоровья. Учащиеся учебных заведений должны заниматься в специальных или подготовительных группах.

Лицам молодого возраста, хорошо тренированным, могут быть разрешены (при строжайшем врачебном контроле, ограничении нагрузок и участия в соревнованиях) занятия некоторыми видами спорта.

При других пороках сердца, в зависимости от их характера и компенсации, может быть назначена лечебная физическая культура или контролируемые занятия физической культурой (например, в специальных группах).

ЛФК назначается с момента формирования порока до развития, хорошо компенсированного состояния, а также в случаях появления сердечной недостаточности (декомпенсация порока сердца).

Вначале в занятия включаются упражнения, улучшающие периферическое кровообращение и облегчающие работу сердца (упражнения для дистальных отделов конечностей, дыхательные упражнения), в исходном положении лежа с высоко приподнятым изголовьем.

Однако при стенозе левого предсердно-желудочкового отверстия, сопровождающемся недостаточностью кровообращения II степени, исключаются упражнения с углублением дыхания, так как при этом возрастает прилив крови к сердцу и может увеличиться застой ее в легких.

В дальнейшем начинают применять исходные положения, сидя и стоя; включают упражнения для всех групп мышц, постепенно увеличивая нагрузку, чем и достигается тренировка сердца. Но и в этом случае в занятия включают упражнения, улучшающие периферическое кровообращение: движения для крупных групп мышц чередуют с движениями для дистальных отделов конечностей, дыхательными упражнениями и упражнениями в расслаблении.

Пороки сердца – врождённые или приобретённые аномалии и деформации клапанов сердца, отверстий или перегородок между камерами сердца или отходящих от него сосудов, нарушающие внутрисердечную и системную гемодинамику, предрасполагающие к развитию острой или хронической недостаточности кровообращения.

К врождённым порокам сердца относят также пороки развития магистральных сосудов – аорты, лёгочной артерии. Приобретённые пороки сердца возникают чаще всего вследствие ревматизма, ревматоидных болезней, атеросклероза и ишемической болезни сердца, инфекционного эндокардита. Реже вследствие сифилитических и травматических поражений.

Встречаются повреждения перегородок, возникающие вследствие внутрисердечных лечебных и диагностических манипуляций, так называемые иатрогенные.

Врождённые пороки сердца возникают в период его эмбрионального развития, на частоту их возникновения влияют многие недостаточно изученные факторы, а соотношение между различными формами оказывается достаточно постоянным.

Самые частые – дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки, открытый аортальный проток, стеноз перешейка аорты.

Некоторые аномалии несовместимы с жизнью, другие тяжело проявляют себя в первые часы, дни или месяцы жизни, и судьба ребёнка зависит от возможной хирургической коррекции, с третьими человек может дожить до зрелого возраста и даже до старости (до 100 лет).

Частота приобретённых пороков сердца в нашей стране и других экономически развитых странах резко снизилась благодаря эффективной профилактике и лечению ревматизма. В странах, где распространена наркомания, повышена частота пороков клапанов, где оседает инфект в результате внутривенного введения нестерильных наркотических средств.

Формирование приобретённых пороков сердца обусловлено деформацией и кальцинозом поражённых створок клапанов, фиброзных колец, хорд. Консервативное лечение как врождённых, так и приобретённых пороков сердца безуспешно, но хирургическая операция, как активное вмешательство, может проводиться только при наличии соответствующих показаний.

Необходимо своевременно определить объём и предельный характер допустимых нагрузок, а также формы тренирующего режима. Лечебная физкультура применяется в послеоперационном периоде. В остром периоде (палатный или домашний режим) лечебная гимнастика выполняется лёжа, затем сидя.

Постепенно двигательный режим расширяется: применяется ходьба.

В период выздоровления лечебная физкультура – эффективное средство реабилитации (восстановительного лечения). Цель поддерживающего периода – закрепление достигнутых результатов и восстановление физической способности пациента.

Дозированная ходьба – основной вид физической активности, способствующий восстановлению функции сердца. Кроме того, ходьба, лечебная физкультура и другие умеренные являются эффективным средством вторичной профилактики заболеваний.

Людям с заболеваниями сердечнососудистой системы необходимо продолжать занятия физкультурой, лучше циклическими видами – ходьбой, лыжами – всю жизнь.

При расширении двигательной активности лечебная гимнастика включает дыхательные, развивающие и другие упражнения.

Комплекс упражнений для больных с полной компенсацией порока сердца (режим тренировочный): 1 — поднимание рук в стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох; 2 — руки сжатые в кулаки к плечам, опустить вниз, 4-6 раз; 3 — отвести ногу в сторону, 4-6 раз; 4 — сгибание ноги в колене, полувыпад в сторону; 5 — наклоны туловища со скольжением рук вдоль тела при наклоне — вдох, выпрямление — выдох; 6 — выпрямление руки вперед и сгибание в локте; дыхание произвольное, 3-4 раза; 7 — поднимание ноги, согнутой в колене — вдох, опустить — выдох, 3-4 раза; 8 — наклон корпуса вперед — выдох при выпрямлении — вдох, 3-4 раза; 9 — отвести руки назад — вдох, расслабить руки — выдох, 3-4 раза; 10 — ходьба с высоким подниманием колена с постепенным замедлением ходьбы до обычной; 11 — ходьба на носочках, спокойное дыхание; 12 — поднимание рук вверх, мягко, вдох: расслабленно опустить вниз — выдох, 4-5 раз.

5. Оздоровительные упражнения при пороках клапанов сердца. Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом — кондиционная тренировка).

Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье.

Важнейшей целью тренировки для людей всех возрастов является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции.

Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями. Характер воздействия физической тренировки на организм зависит прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного акта.

В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью: 1.

тип — циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости; 2.

тип — циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость; 3. тип — ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

Однако оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечнососудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости.

(Это положение особо подчеркивается в рекомендациях Американского института спортивной медицины.) В связи с этим основу любой оздоровительной программы должны составлять циклические упражнения, аэробной направленности.

Тренировка на выносливость в циклических видах возможна для людей, имеющих пороки сердца.

Лечение этих больных в современных клиниках немыслимо без физической реабилитации, основой которой, как говорилось выше, являются аэробные упражнения постепенно возрастающей продолжительности и интенсивности.

Так, например, в реабилитационном центре Торонто (Канада) в течение 10 лет, интенсивной физической тренировкой, включающей быструю ходьбу и медленный бег, под наблюдением опытных кардиологов успешно занималось более 5000 больных.

Некоторые из них настолько повысили свои функциональные возможности, что смогли принять участие в марафоне. Конечно, это уже не массовая физкультура, а сложная система реабилитационных мероприятий.

Однако после завершения больничного и санаторно-курортного этапов реабилитации в специализированных кардиологических учреждениях и перехода (примерно через 6-12 месяцев после выписки из стационара) к поддерживающему этапу, который должен продолжаться всю последующую жизнь, многие пациенты могут и должны заниматься оздоровительной тренировкой — в зависимости от своего функционального состояния. Дозировка тренировочных нагрузок производится в соответствии с данными тестирования по тем же принципам, что и у всех сердечнососудистых больных: интенсивность должна быть несколько ниже пороговой, показанной в велоэргометрическом тесте. Так, если при тестировании боли в области сердца или гипоксические изменения на ЭКГ появились при пульсе 130 уд/мин, то нужно тренироваться, снизив величину ЧСС на 10–20 уд/мин на ранних этапах реабилитации (менее года после перенесенного инфаркта). За рубежом используются полностью контролируемые программы занятий в виде строго дозированной работы на велоэргометре или ходьбы на тредбане (бегущей дорожке) под наблюдением медицинского персонала (по 20–30 мин 3– раза в неделю).

По мере роста тренированности и повышения функциональных возможностей системы кровообращения пациенты постепенно переводятся на частично контролируемые программы, когда 1 раз в неделю занятия проводятся под наблюдением врача, а 2 раза дома самостоятельно — быстрая ходьба и бег, чередующийся с ходьбой, при заданной ЧСС. И наконец, на поддерживающем этапе реабилитации (через год и более) можно переходить к самостоятельным занятиям ходьбой и бегом, периодически контролируя свое состояние у врача. Такая целенаправленная долговременная программа дает весьма обнадеживающие результаты.

Если Вы находитесь в самом начале пути по укреплению своего здоровья, начинайте физические упражнения в медленном темпе и, только адаптировавшись к таким нагрузкам, постепенно и ступенчато (уровень за уровнем) повышайте их интенсивность. Такой подход обеспечит наибольшую пользу при минимальном риске.

В выборе вида физической активности ориентируйтесь на свои привязанности (подвижные игры, ходьба, езда на велосипеде и т.д.

) а в выборе времени – на особенности своего распорядка дня и особенности своего биоритма (“жаворонок” или “сова”).

В первом случае, занятия физическими упражнениями предпочтительны до начала трудового дня, во втором – после его окончания. В таком случае физическая активность будет для Вас в удовольствие, а значит и более полезной.

Занимайтесь физическими упражнениями регулярно, а для этого выделите для него время в своем распорядке дня. Во время выполнения физических упражнений не отвлекайтесь на постороннее действия (чаще всего разговоры) – это уменьшит вероятность травматизма.

Если во время выполнения физических упражнений Вы почувствовали слабость, головокружение или Вам стало трудно дышать – нагрузка чрезмерна, ее интенсивность необходимо снизить или вовсе прекратить занятия; о чрезмерности упражнений свидетельствует также продолжительность восстановительного периода более 10 минут.

Выполняйте физические упражнения в удобной обуви и не стесняющей Ваши движения одежде. Периодически меняйте виды физических упражнений (бег, велосипед, теннис и т.п.

), тем самым Вы устраните элемент монотонности в занятиях, уменьшая вероятность прекращения занятий (“они мне надоели, каждый день одно и то же”). Поощряйте физическую активность своих близких, особенно детей с раннего возраста.

Пусть физические упражнения станут привычкой, что поможет Вашим детям поддерживать здоровье в течение всей их жизни.

Стимулируйте и подбадривайте себя: ставьте перед собой маленькие и большие цели, а достигнув их, отмечайте их как праздничные события.

Помните, физическая активность является важным и действенным инструментом в сохранении и улучшении Вашего здоровья, а потому она должна стать неотъемлемым атрибутом Вашей жизни!

сердце физический гимнастика кардиотренировка

1. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. – М.: Знание, 1985.

2. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. – Киев: Здоровье, 1989.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988.

4. Белорусова В.В. Физическое образование. – М.: Логос, 2003.

5. Ращупкин Г.В. Физическая культура. – Спб.: Нева, 2004.

Источник: https://studbooks.net/828977/turizm/porokah_serdtsa

КрепкоеЗдоровье
Добавить комментарий