Измерение артериального давления обучение

Обучение пациента технике измерения артериального давления

Измерение артериального давления обучение

Цель: определить показатели артериального давления и оценить результаты исследования с диагностическим, профилактическим и лечебным назначением.

Оснащение: тонометр, соответствующий возрасту и окружности плеча пациента и разрешенный в медицинской практике, стетофонендоскоп, ручка с синей пастой, температурный лист, 70% спирт, ватные шарики, кушетка для измерения АД в положении лежа, стол, стулья – 2 шт.

Условия измерения:

1.Адаптация пациента к условиям кабинета в течение 5-10 минут.

2.Измерение АД проводится через час после приема пищи, за 1,5-2 часа до курения, приема тонизирующих напитков, лекарственных средств, влияющих на АД.

3.Обеспечение положения руки, при котором середина манжеты находится на уровне сердца.

4.Исключить скрещивание ног при положении пациента сидя, обеспечить опору на спинку стула.

5.Руку расположить удобно на столе с упором в области локтя до конца измерения.

6.Фиксация манометра должна быть на уровне манжетки.

7.Нельзя сильно нажимать головкой на область артерии.

8.Процедура одного измерения АД продолжается 1 минуту.

9.При измерении АД на ногах используется широкая манжетка, а фонендоскоп располагается в подколенной ямке.

10.Значения давления округляются до ближайшего четного числа.

11.Измерение целесообразно проводить на одной руке (нерабочей), отмечая, на какой именно.

При нарушении этих условий результаты измерения артериального давления могут быть недостоверными.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
1.Установить доверительные отношения с пациентом. Адаптация к условиям измерения, мотивация пациента к сотрудничеству.
2.Объяснить цель процедуры, получить устное согласие на процедуру. Соблюдается форма информированного согласия пациента. Письменное согласие не требуется, так как эта процедура не является потенциально опасной для пациента.
3.Вымыть и осушить руки гигиеническим способом. Соблюдается личная гигиена (используется жидкое мыло) или инфекционная безопасность (используется кожный антисептик).
4.Придать пациенту удобное положение (сидя, лежа, стоя). Соблюдаются условия измерения. Наиболее распространено положение «сидя», с опорой на спинку стула, с исключением скрещивания ног.
Выполнение процедуры
1.Уложить руку пациента ладонью вверх, неподвижно, обнажив плечо и подложив под локоть валик (упор). Примечание.Одежда не должна сдавливать плечо пациента выше манжетки. Обеспечиваются условия до конца измерения для определения пульса и прижатия головки стетофонендоскопа в области локтевой ямки над проекцией плечевой артерии.
2.Наложить манжетку тонометра на обнаженное плечо на 2,5 см выше локтевой ямки так, чтобы между ними проходил 1 палец. Для взрослых с большим размером окружности плеча должно проходить 2 пальца.
3.Обеспечить положение руки, при котором середина манжетки находится на уровне сердца. Необходимо помнить, что смещение приводит к искажению результатов измерения, примерно на 4 мм рт. ст. в ту или иную сторону.
4.Укрепить манометр на манжетке, убедиться, что трубки манжетки обращены вниз и соединены с манжеткой, а стрелки манометра находятся относительно «нулевой» отметки шкалы. Закрыть вентиль груши. Обеспечение достоверности результатов исследования.
5.Исследовать пульс на плечевой артерии методом пальпации. Определение места проекции плечевой артерии в области локтевой впадины.
6.Нагнетать постепенно грушей тонометра воздух в манжетку до исчезновения пульсации.
7.Отметить цифру появления первого тона пульсовой волны. Определение уровня систолического давления по шкале тонометра.
8.Открыть вентиль, спустить воздух из манжетки, убедиться, что стрелки манометра находятся относительно «нулевой» отметки шкалы. Закрыть вентиль груши. Создание первоначальных условий.
9.Поместить мембрану головки стетофонендоскопа на место проекции плечевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав ее к коже. Для выслушивания тонов необходимо сохранять положение стетофонендоскопа до конца измерения.
10.Нагнетать быстро воздух в манжетку до уровня, превышающего полученный результат на 30 мм рт. ст. Обеспечение достоверных результатов исследования и возможности регулирования скорости спускания воздуха из манжетки.
11.Открыть вентиль, медленно спускать воздух из манжетки, выслушивая тоны, убедиться, что стрелки манометра перемещаются со скоростью 2 мм рт. ст за секунду. Примечание:при АД более 200 мм рт. ст. допускается увеличение скорости до 4-5 мм рт. ст. за секунду. Обеспечивается возможность точной фиксации выслушиваемых тонов.
12.Запомнить цифру первого тона на шкале тонометра – это систолическое давление, значение которого должно совпадать с первым измерением систолического давления. Это давление в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков.
13.Запомнить цифру последнего громкого тона на шкале тонометра – это диастолическое давление. Это давление в артериях, поддерживаемое в диастолу желудочков.
14.Продолжать снижать давление в манжете, выпуская воздух из нее на 15-20 мм рт. ст., относительно последнего громкого тона. Для контроля полного исчезновения тонов.
15.Открыть вентиль, выпустить воздух из манжетки, убедиться, что стрелки манометра находятся относительно «нулевой» отметки шкалы. Закрыть вентиль груши. Создание первоначальных условий для последующих повторных измерений, которые проводятся с интервалом не менее 2 минут.
Окончание процедуры
1.Сообщить пациенту итоговый результат исследования. Соблюдается право пациента на информацию.
2.Вымыть и осушить руки гигиеническим способом. Соблюдается личная гигиена (используется жидкое мыло) или инфекционная безопасность (используется кожный антисептик).
3.Провести регистрацию результата исследования в виде дроби цифровым способом (например, АД левой руки – 120/80 мм рт. ст.) или графическим – в температурном листе в медицинской карте. В числителе указывается систолическое давление, а в знаменателе – диастолическое артериальное давление. Документирование результатов исследования и правильная их интерпретация обеспечивают преемственность услуги.
4.Сделать соответствующую запись в медицинской документации о выполненной процедуре. Является параметром оценки и контроля качества выполнения методики процедуры.

Источник: https://studopedia.su/13_117357_obuchenie-patsienta-tehnike-izmereniya-arterialnogo-davleniya.html

Ошибки при измерении АД. Обучение пациента самоконтролю АД

Измерение артериального давления обучение

Для того чтобы избежать ошибки при изменении АД необходимо строго придерживаться определённых правил. Эти универсальные правила следует соблюдать независимо от типа аппарата:

– за 30 мин до измерения не следует курить и пить кофе, крепкий чай;

– перед измерением АД нужно спокойно посидеть в течение 5 мин.;

– измеряйте АД всегда в положении сидя. Руку для измерении АД необходимо расслабить и освободить от одежды. На этой руке не должно быть шрамов от разрезов плечевой артерии, отека или фистул для проведения гемодиализа;

– расположите руку так, чтобы локтевой сгиб был на уровне сердца. Лучше всего положить руку на стол, чуть выше уровня поясницы;

– наложите манжету на плечо так, чтобы ее нижний край был на 2,5 см (на 2 пальца) выше локтевого сгиба. Закрепите манжету так, чтобы она плотно облегала плечо, но не вызывала ощущения сдавления или боли;

– измерив АД, повторите измерение через 2 мин. Если два показания прибора различаются более чем на 5 мм. рт. ст., нужно измерить АД еще раз. Рассчитайте среднее значение.

Наиболее частая ошибка связана с неправильным подбором манжеты.

В некоторых случаях в промежутке между систолическим и диастолическим давлением интенсивность тонов ослабевает, иногда значительно. Это можно ошибочно принять за повышение диастолического давления. Однако если продолжать выпускать воздух из манжеты, интенсивность тонов вновь начнёт возрастать, и они исчезнут на уровне истинного диастолического давления.

Если в начале исследования давление в манжете окажется поднятым лишь до уровня «промежуточного затихания тонов», то можно ошибиться в определении систолического давления — оно окажется существенно заниженным.

Чтобы не допустить данной ошибки, давление в манжете поднимают «с запасом» и, выпуская воздух, продолжают выслушивать тоны на плечевой артерии до полного их исчезновения, а при наличии «феномена бесконечных тонов» (тоны, выслушиваемые до нулевой отметки) — до резкого приглушения.

При сильном нажатии фонендоскопом на область плечевой артерии у некоторых пациентов тоны выслушивают до нулевой отметки. В подобной ситуации не следует давить головкой фонендоскопа на область артерии, диастолическое давление надо отметить по резкому снижению интенсивности тонов.

В некоторых случаях, при многих заболеваниях, пациенту приходится измерять артериальное давление самостоятельно. Сестринский персонал должен обучить этой процедуре пациента.

Материальные ресурсы: тонометр, фонендоскоп, ручка, дневник наблюдения.

Алгоритм выполнения.

Подготовка к процедуре

1. Сказать пациенту, что вы обучите его измерять АД.

2. Определить мотивацию и способность пациента к обучению.

3. Уточнить у пациента, согласен ли он обучаться измерению АД.

Обучение пациента

4. Ознакомить пациента с устройством тонометра и фонендоскопа.

5. Предупредить его, что измерять АД можно не ранее чем через 15 мин после физической нагрузки.

6. Демонстрация техники наложения манжеты. Наложить манжету на свое левое обнажённое плечо (надеть её, как рукав) на 1—2 см выше локтевого сгиба, предварительно свернув трубочкой по диаметру руки. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; между манжетой и плечом должен проходить один палец.

7. Продемонстрировать технику соединения манжеты и манометра, проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.

8. Продемонстрировать технику пальпации пульса плечевой артерии в области локтевого сгиба.

9. Вставить фонендоскоп в уши, поставить мембрану фонендоскопа на место обнаружения пульса так, чтобы его головка оказалась под манжетой.

10. Продемонстрировать технику пользования грушей:

• взять в руку, на которой наложена манжета, манометр, в другую — «грушу» так, чтобы I и II пальцами можно было открывать и закрывать вентиль;

• закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, нагнетать воздух в манжету после исчезновения тонов ещё на 30 мм рт.ст.

• медленно открыть вентиль, повернув его влево, выпустить воздух со скоростью 2—3 мм рт. ст. в 1 с. Одновременно с помощью фонендоскопа выслушивать тоны Короткова на плечевой артерии и следить за показателями по шкале манометра.

Акцентировать внимание пациента на том, что появление первых звуков соответствует величине систолического давления, а переход громких звуков в глухие или их полное исчезновение соответствует величине диастолического давления.

11. Записать результат в виде дроби.

12. Убедиться в том, что пациент обучился технике измерения АД, попросив продемонстрировать процедуру. При необходимости дать письменную инструкцию.

13. Обучить ведению дневника наблюдения.

14. Предупредить пациента, что он должен измерить АД 2—3 раза с интервалом 2—3 мин.

15. После обучения протереть мембрану и ушные концы фонендоскопа шариком со спиртом.

16. Вымыть руки.

Существуют специальные тонометры, предназначенные именно для самоконтроля. В манжете такого тонометра предусмотрен «карман» для фиксации головки фонендоскопа.



Источник: https://infopedia.su/15x89ff.html

Обучение пациентов самостоятельному измерению АД в домашних условиях

Измерение артериального давления обучение

Обучение пациентов методике самостоятельного измерения АД является обязательной темой на занятиях в «школе больного АГ». В домашних условиях как аппарат выбора можно использовать анейроидный (мембранный) сфигмоманометр, который дает точные результаты и прост в обращении.

У пациентов, которые не могут использовать мембранные манометры (в большинстве случаев это люди пожилого и старческого возраста), допустимы электронные автоматические тонометры.

Однако не следует использовать автоматические и полуавтоматические приборы, которые измеряют АД на пальцах и на предплечье в связи с неточностью получаемых при этом значений АД.

Результаты измерения утром и вечером, а также отметки о приеме лекарств, выполнении немедикаментозных рекомендаций (ограничение соли, отказ от курения и употребления алкоголя, разгрузочные дни), реакции на резкую перемену погоды и т.д. записываются в специальную форму (табл. 8).

Таблица 8

Дневник самоконтроля АД

АД утром АД вечером Частота сердечных сокращений Прием препаратов Самочувствие Кол-во выкуриваемых сигарет Прием алкоголя Физические или психические перегрузки Прочие факторы

Заполнение дневника (карты самоконтроля) рассчитано на дисциплинирующее воздействие и на повышение мотивации пациентов в отношении регулярного медикаментозного лечения, выполнения общих рекомендаций.

При оценке дневника самоконтроля необходимо учитывать, что уровень АД, измеренного дома, ниже уровня АД, измеренного в клинике. Так, уровень измеренного дома АД – 125/80 мм рт. ст. – примерно соответствует 140/90 мм рт. ст.

при измерении давления в клинических условиях.

При анализе записей пациента в карте самоконтроля АД необходимо в каждом конкретном случае подчеркнуть роль индивидуальных факторов, способствующих повышению АД: прием алкоголя, даже однократный; переедание, в том числе потребление соленых продуктов (селедки, копченостей); пропуски приема лекарств и т.д.

Важно указать на влияние различных отклонений от здорового образа жизни не только на уровни давления, но и на самочувствие, работоспособность, внешний вид. Учет всех этих факторов в беседе с пациентом позволит повысить ответственность самого пациента за сохранение и улучшение своего здоровья.

В ходе самоконтроля АД можно предоставить пациенту возможность варьировать дозы гипотензивных препаратов в зависимости от уровней АД, самочувствия и степени выполнения немедикаментозных рекомендаций.

Необходимо в беседе с пациентом подчеркивать, что лекарства ни в коем случае не заменяют немедикаментозных мероприятий, а выполнение таких рекомендаций, как прекращение курения, отказ от употребления алкоголя, сокращение потребления поваренной соли и повышение двигательной активности по своему значению сопоставимы с пожизненной гипотензивной терапией.

При проведении медикаментозного антигипертензивного лечения параллельно должна проводиться борьба с факторами риска: курением, избыточной массой тела, гиперхолестеринемией, низкой физической активностью, психоэмоциональным перенапряжением, стрессом.

В проведении профилактических вмешательств идеальное положение для налаживания партнерских взаимоотношений с пациентом занимает медицинская сестра. Она первой встречается с пациентом, находится в постоянном взаимодействии с ним, его семьей, хорошо осведомлена о его поведении, материальных и бытовых условиях жизни, социальном статусе.

Медсестра, в отличие от врача, менее категорична в суждениях и проще находит контакт с пациентом, основанный на взаимном доверии.

Подготовленная медицинская сестра может проводить работу по обучению пациента самоконтролю АД, режиму лечения антигипертензивными препаратами, коррекции факторов риска, способствующих возникновению сердечно-сосудистых заболеваний.


Несколько советов, которые следует давать пациентам:

· Признавайте свою болезнь.

· Понятие «рабочее давление» – неверно, давление должно быть не выше 140/90 мм рт. ст.

· Любое значение АД выше 140/90 мм рт. ст. опасно и «сегодня», и особенно «завтра».

· Приобретите аппарат для измерения АД.

· Научитесь правильно измерять АД, проверьте это умение.

· Узнайте, как часто и когда надо измерять АД, как правильно регистрировать полученные данные и оценивать их. Не забывайте периодически проверять свой аппарат.

· Заведите дневник для записи результатов контроля АД.

· Научитесь правильно питаться, контролировать и уменьшать калорийность пищи, рассчитывать степень избытка массы тела. Добейтесь ликвидации лишней массы тела.

· Научитесь расслабляться, посоветуйтесь с психологом.

· При необходимости существенного ограничения питания, обусловленного избыточной массой тела, не забудьте посоветоваться с врачом о включении в рацион препаратов с микроэлементами, витаминами, пищевыми волокнами.

· Научитесь ограничивать содержание соли в пище.

· Начните адекватно, советуясь с врачом и контролируя свое давление, увеличивать физическую активность.

· Признайте целесообразность почти полного отказа от потребления алкоголя.

· Строго соблюдайте рекомендации по приему медикаментов.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 1089 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-52547.html

Обучение пациента измерению А/Д

Измерение артериального давления обучение

Цель: обучение измерению и самоконтроль артериального давления.

Оснащение: тонометр; фонендоскоп; ручка; дневник наблюдения.

ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЕ
I. Подготовка к процедуре. 1. Подготовьте необходимое оснащение. 2. Подтвердите согласие пациента на обучение измерению АД. 3. Ознакомьте пациента с устройством тонометра (манжета, груша, манометр) и фонендоскопа. 4. Займите удобное положение (сестра сидит за столом, рука, на которой будет производиться измерение, должна лежать на столе от кисти до локтя, под локоть положить валик или небольшую подушечку).       Соблюдение прав пациента.   Достижение эффективного проведе­ния процедуры.    
II. Обучение пациента 5. Наложите манжету на правое обнаженное плечо (натянуть ее, как рукав) на 2-3 см выше локтевого сгиба, предварительно свер­нув ее трубочкой по диаметру руки; одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; между манжетой и плечом должен проходить толь­ко один палец.       Обеспечивается возможность надеть манжету на собственное плечо.
6. Соедините манометр с манжетой и проверьте положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.   Проверка исправности аппарата и го­товности его к работе.
7. Нащупайте пульс плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте мембрану фонендоскопа на это место.   Обеспечивается возможность само­стоятельного измерения АД.
8. Вставьте фонендоскоп в уши.
9. Возьмите в руку, на которой наложена манжета, манометр, в дру­гую – «грушу» так, чтобы I и II пальцами можно было открывать винт.   Обеспечение достоверности резуль­тата.
10. Закройте вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетайте воздух в манжету после исчезновения тонов еще на 20 мм рт. Ст. Обеспечение правильного проведе­ния измерения и получение досто­верного результата.
11. Медленно откройте винт; повернуть его влево, выпускайте воз­дух со скоростью 2-4 мм рт. Ст. в 1 сек. Одновременно с помощью фонендоскопа выслушивайте тоны Короткова на плечевой артерии и следите за показателями по шкале манометра. Акцентируйте внимание пациента на том, что: появление первых звуков соот­ветствует величине систолического давления; переход ясных зву­ков в глухие – отмечают величину диастолического давления. Покажите пациенту, как регистрировать показатели измерения АД.   Обеспечение достоверности резуль­тата.
12. Убедитесь в том, что пациент понял технику измерения АД, спросив его об этом и попросите повторить полученную информацию. При необ­ходимости дайте письменную инструкцию.   Определение результата обучения.
13. Протрите мембрану фонендоскопа спиртом. Обеспечение инфекционной безопас­ности.
14. Попросите пациента практически повторить измерение АД. Осуществите контроль самостоятельных действий пациента. Дайте им оценку. Определение результата обучения.

Этап – оценка.

Пациент измеряет АД самостоятельно, правильно оценивает результаты измерения, знает о необходимости постоянного контроля АД и применении гипотензивных средств, назначенных врачом.

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ

1. Наука, изучающая процессы воспитания и обучения

А. психология Б. дидактика В. педагогика Г. этика

2. К активным методам обучения относятся все, кроме

А. дискуссия Б. рассказ В. ролевая игра Г. тренинг на фантоме

3. Обучение при выполнении медсестрой других обязанностей называется

А. формальное Б. неформальное В. терапевтическое Г. индивидуальное

4. Человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритет­ную) от информации второстепенной в сфере

А. познавательной Б. эмоциональной В. психомоторной Г. сенсорной

5. При постановке целей в психомоторной сфере обучения следует использовать глаголы

А. определяющие навыки и умения

Б. отражающие мыслительную деятельность

В. отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений

Г. по усмотрению медицинской сестры

6. Целенаправленное обучение медсестрой навыкам, прие­мам выполнения привычных (повседневных) действий называется

А. формальное Б. неформальное В. терапевтическое Г. индивидуальное

7. Обязательное условие эффективности обучения

А. просмотр видеофильма

Б. индивидуальная беседа с пациентом

В. практическая отработка навыков

Г. запись необходимой информации

8. Способность и готовность пациента к обучению не зависят от

А. состояния сознания

Б. состояния здоровья

В. умственных способностей

Г. имеющихся у человека знаний и умений

9. Человек реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально, изме­няет свое поведение, выражая это чувствами и мыслями в сфере

А. познавательной Б. эмоциональной В. психомоторной Г. сенсорной

10. Лекция относится к методам обучения

А. активным Б. словесным В. наглядным Г. практическим

11. Самооценка обучения, совпадающая с мнением медицинской сестры

А. адекватная Б. стабильная В. нестабильная Г. неадекватная

12. При постановке целей в познавательной сфере обучения следует использовать глаголы

А. определяющие навыки и умения

Б. отражающие мыслительную деятельность

В. отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений

Г. по усмотрению медицинской сестры

13. Работа относится к группе мотивов

А. личностных Б. социальных В. познавательных Г. творческих

14. Наибольшей способностью воспроизведения обладает способ передачи информации

А. словесный Б. письменное чтение В. визуальный и устный

Г. требующий активного участия пациента

15. Семья относится к группе мотивов

А. личностных Б. социальных В. познавательных Г. творческих

16. Установите соответствие.

Методы обучения Действия медсестры (приёмы)
1. словесный А. демонстрация слайдов
2. наглядный Б. изложение материала в виде беседы
3. практический Г. набор дозы инсулина в шприц
Д. разбор конкретной ситуации

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задание: Используя задачу №1 как образец, решите задачи 2 и 3.

1. Выявите потребность пациента в обучении.

2. Определите цель обучения.

3. Составьте план обучения.

4. Осуществите обучение.

5. Проведите оценку эффективности обучения.

Задача 2.

Участковая медсестра посетила на дому пациентку Н., 75 лет, с резким понижением зрения, страдающую хроническим тяжелым заболеванием бронхолегочной системы. В семье пациентки проживает её внучка, ученица 10 класса.

Пациентка предъявляет жалобы на слабость, кашель с трудно отделяемой мокротой и ей кажется, что по вечерам у неё повышается температура тела, а иногда и днём познабливает.

Медсестра осмотрела пациентку: кожные покровы на ощупь слегка горячие, дыхание 18 в мин., пациентка во время осмотра кашляет, кашель влажный, пульс 9О в мин., ритмичный, АД 13О/8О мм рт.ст.

Медсестра посоветовала

измерять температуру тела каждые 3 часа и записывать, обещала навестить её снова через пару дней и прислать участкового врача, на что пациентка ответила: “Сама не смогу, плохо вижу.

Да я и не запомню, какая температура утром и вечером, а Вы говорите каждые 3 часа. Мне внучка поможет, если Вы её научите”.

Задача 3.

Пациентка Н., 4О лет, прикована к инвалидной коляске в результате тяжелой травмы поясничного отдела позвоночника, которую она получила много лет назад во время занятий спортом.

Долго и упорно лечилась, перенесла несколько операций, но инвалидная коляска теперь ее средство «передвижения, как по дому, так и вне дома». Пациентка примирилась, научилась хорошо справляться с коляской, словом адаптировалась к новому способу удовлетворения потребности двигаться.

Но в последнее время очень поправилась, с трудом помещается в коляске, и постоянно беспокоят перебои в области сердца, слабость, чувство нехватки воздуха, страх.

При осмотре: пациентка повышенного питания. Кожные покровы бледные. дыхание 18 в мин., пульс 102 уд. в минуту, аритмичный, АД 12О/75 мм рт.ст. Врач назначил лечение и сказал: “Принимайте лекарство под контролем частоты и ритма пульса”.

При повторном посещении пациентки на дому медсестра выяснила, что лекарства пациентка приобрела, а как контролировать свой пульс, она не знает.

ЭТАЛОН ОТВНТОВ НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

  1. В
  2. Б
  3. Б
  4. А
  5. Б
  6. А
  7. В
  8. Г
  9. Б
  10. Б
  11. А
  12. Б
  13. Б
  14. Г
  15. 1Б, 2А, 3Г

 

    Критерии оценки: 14-15 правильных ответов – «5» 13-12 – «4» 11-10 – «3» Менее 10 – «2»

ЛИТЕРАТУРА

· Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Практикум. Серия «Медицина для вас» – Феникс, Ростов н/Д, 2003.

  • Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела / Учебное пособие в 2-х частях. – Исток, М., 1996-1998.
  • Сестринское дело / Учебник в 2-х томах. Под ред. А.Ф. Краснова и др. – М., 1999.

· ЛЕМОН: Пакет учебных материалов по сестринскому делу и акушерству, ВОЗ, Дания, Копенгаген, 1999.

  • Двойников С.И., Карасёва Л.А., Пономарёва Л.А. Теория сестринского дела / Учебное пособие. – М., 20002.

· Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия «Медицина для вас» – Феникс, Ростов н/Д, 2000.

· Осипова В., Тарасова И. «Педагогические аспекты обучения пациентов», Сестринское дело, 20003, №1 (36-37).

· Колодкина О.Ф. и др. «Сестра и больной. Сестринские астма-школы в России», Сестринское дело, 20002, №1 (10-12).

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

семинарско- практического занятия

для преподавателей профессионального модуля

ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям

рабочих, должностям служащих»

МДК 01 «Теория и практика сестринского дела»

по теме: «Обучение в сестринском деле»

по специальностям

34.02.01 Сестринское дело,

Источник: https://cyberpedia.su/9x150df.html

Измерение артериального давления обучение

Измерение артериального давления обучение

При многих заболеваниях необходимым условием успешного лечения является самоконтроль артериального давления. Пациент, как правило, нуждается в обучении этому навыку.

Существуют специальные тонометры, предназначенные именно для самоконтроля.

Рис. 5.14. Прибор для самоконтроля артериального давления

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, дневник наблюдения.

При многих заболеваниях необходимым условием успешного лечения является самоконтроль артериального давления АД. Пациент, как правило, нуждается в обучении этому навыку. Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, дневник наблюдения.

I. Подготовка к процедуре.

  1. Сказать пациенту, что вы обучите его измерять артериальное давление .
  2. Определить мотивацию и способность пациента к обучению.
  3. Уточнить у пациента, согласен ли он обучаться измерению АД.

II. Обучение пациента.

Рис. 5.14. Прибор для самоконтроля АД.

  1. Определение числа дыхательных движений.

У тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6—8 в мин.

Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания.

Факторы, приводящие к учащению сокращений сердца, могут вызвать увеличение глубины и учащение дыхания. Это — физическая нагрузка, повышение температуры тела, сильное эмоциональное переживание, боль, кровопотеря и др.

Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, глубину, ритм дыхания. Вы можете сказать пациенту, что исследуете его пульс (рис. 5.16).

Определение частоты, глубины, ритма дыхания (в условиях стационара).

Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка, бумага.

I. Подготовка к процедуре.

  1. Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса (не следует информировать пациента, что будет исследоваться частота дыхания).
  2. Вымыть руки.
  3. Попросить пациента удобнее сесть (лечь), чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и(или) живота.

Рис. 5.16. Определение числа дыхательных движений.

II. Выполнение процедуры.

  1. Взять пациента за руку так, как для исследования пульса, но наблюдать за экскурсией его грудной клетки и считать дыхательные движения в течение 30 с, затем умножить результат на 2.
  2. Если не удается наблюдать экскурсию грудной клетки, то положить руки (свою и пациента) на грудную клетку (у женщин) или эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса (продолжая держать руку за запястье).
  3. Записать результаты в принятую документацию.

Многие годы безуспешно боретесь с ГИПЕРТОНИЕЙ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить гипертонию принимая каждый день.

Для лечения гипертонии наши читатели успешно используют ReCardio. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Если врач сообщает, например, что ваше артериальное давление составялет 135/85 мм рт. ст., что это означает?

Первое число обозначает систолическое артериальное давление — давление крови в артериях, вызванное сокращениями сердца. Систола — это момент сокращения сердечной мышцы, во время которого кровь вытесняется из левого желудочка, т.

е. большей камеры левой части сердца. Клапан аорты находится между этой камерой и аортой — крупной артерией, по которой кровь движется от сердца к другим частям тела. Во время систолы клапан аорты открыт, и кровь течет свободно.

Второе число обозначает диастолическое артериальное давление. После того как левый желудочек освобождается от крови, клапан аорты закрывается для того, чтобы предотвратить возврат крови обратно к сердцу. Сердечная мышца расслабляется, а желудочек тем временем заполняется через левое предсердие кровью, полученной из легких.

Эта пауза между сокращениями сердца, во время которой оно наполняется кровью, называется диастолой. Давление крови в артериях резко понижается. Диастолическое артериальное давление, которое характеризует второе число в полученном результате, отображает самую низкую точку понижения давления во время диастолы.

Затем желудочек снова сокращается, и кровяное давление начинает повышаться до уровня систолического.

После измерения артериального давления вы можете воспользоваться нижеприведенной таблицей, чтобы узнать, насколько ваше кровяное давление соответствует норме.

Категория артериального давления

Систолическое АД (мм. рт. ст.)

Диастолическое АД (мм. рт. ст.)

  • Какой тонометр самый лучший? Какой тонометр купить домой
  • Самостоятельное измерение артериального давления в домашних условиях
  • Какие лекарства от гипертонии назначают пожилым пациентам
  • Диета DASH: эффективная диета при гипертонии

Артериальное давление — важный показатель здоровья человека. Оно подвержено колебаниям в течение суток много раз в зависимости от состояния организма, настроения, периода сна или активной деятельности, питания, наличия вредных привычек, погоды и т.д.

У людей, страдающих гипертонической болезнью, эти скачки выражены в большей степени. Поэтому измерение АД дома является процедурой крайне необходимой для оценки состояния человека, контроля адекватности лекарственной терапии. Точность результата зависит не столько от тонометра, сколько от того, насколько правильно соблюдается техника измерения артериального давления.

В домашних условиях врачи рекомендуют использование электронных приборов, которые производят замер АД, пульса и нередко снабжены дополнительными опциями (память, часы, календарь, индикатор аритмии). Эти тонометры очень удобны для самоконтроля, просты в использовании, надо лишь изучить инструкцию с понятными правилами.

Если же в семье есть медик или сам больной обладает необходимыми знаниями и навыками, то можно использовать профессиональный механический тонометр с фонендоскопом для выслушивания тонов сердца при измерении по методу Короткова. При этом надо обладать хорошим слухом, быть внимательным, не отвлекаться на посторонние шумы, мешающие процедуре. В случае с электронным измерителем этот шум не мешает совершенно.

Важно помнить о необходимости ежегодной калибровки механического тонометра в сервисном центре или центре стандартизации и метрологии.

Однозначно, какой бы тонометр человек для себя не выбрал, он должен соблюдать определенный алгоритм измерения артериального давления, чтобы результаты были достоверными и не вводили в заблуждение врача и пациента.

Замеры давления можно проводить как в покое, так и при нагрузках или в интервалах между разными видами деятельности. В спокойном состоянии можно оценить приблизительно уровень АД в отдельные отрезки времени (например, после приема лекарств, выполнения какой-то работы и т.д.)

Измерение проводят чаще в сидячем положении (редко стоя или лежа) на плече или бедре (реже на запястье или голени).

В чем заключается пошаговая техника измерения артериального давления?

  1. Подготовка: за полчаса до процедуры не курить, не принимать пищу, согреться исключить физические упражнения, в течение 5 или 10 минут желательно просто посидеть или полежать, расслабиться.
  2. Если измерение проводится в сидячем положении, то спина должна опираться на спинку стула, кресла или стену, рука лежит вдоль туловища так, что середина плеча совпадает с уровнем сердца (четвертое межреберье).

    Если измерение выполняется лежа, то рука должна лежать вдоль тела в слегка приподнятом положении до уровня грудной клетки (подложить подушку).

  3. Непосредственный замер давления — манжету закрепляют на плече так, чтобы один палец свободно помещался между ней и рукой.

    Нижний край манжеты должен располагаться выше локтевого сгиба на два пальца своей руки (примерно 2 см). Во время работы электронного тонометра нельзя двигаться, говорить, смеяться и кашлять. Давление рекомендуется измерить на обеих руках и сравнить результаты.

    В норме разница между левой и правой рукой не должна превышать 10−12 мм рт ст, при многократном повторном получении большой разницы необходимо думать о серьезной сердечной патологии и пройти полное комплексное обследование. Получив результаты, ориентироваться надо по более высоким цифрам.

  4. Повторное измерение на одной и той же руке можно проводить спустя 5 или 10 минут, в перерывах ослабить или снять манжету.

Измерение АД при правильном проведении станет обычным делом, но принесет много пользы и поможет справиться с возникающими проблемами адекватными мерами.

Источник: https://serdce-moe.ru/zabolevaniya/davlenie/izmerenie-arterialnogo-davleniya-obuchenie

Обучение пациента измерению артериального давления АД

Измерение артериального давления обучение

При многих заболеваниях необходимым условием успешного лечения является самоконтроль артериального давления АД. Пациент, как правило, нуждается в обучении этому навыку. Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, дневник наблюдения.

I. Подготовка к процедуре.

  1.  Сказать пациенту, что вы обучите его измерять артериальное давление.
  2.  Определить мотивацию и способность пациента к обучению.
  3.  Уточнить у пациента, согласен ли он обучаться измерению АД.

II. Обучение пациента.

  1.  Ознакомить пациента с устройством тонометра и фонендоскопа.
  2.  Предупредить его, что измерять АД можно не ранее, чем через 15 мин после физической нагрузки.
  3.  Демонстрация техники наложения манжеты. Наложить манжету на свое левое обнаженное плечо (натянуть ее,  как рукав) на 1—2 см выше локтевого сгиба, предварительно свернув трубочкой по диаметру руки: одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; между манжетой и плечом должен проходить один палец. 
  4.  Продемонстрировать технику соединения манжеты и манометра, проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.
  5.  Продемонстрировать технику пальпации пульса плечевой артерии в области локтевого сгиба.
  6.  Вставить фонендоскоп в уши и поставить мембрану фонендоскопа на место обнаружения пульса, но так, чтобы головка фонендоскопа оказалась под манжетой.
  7.  Продемонстрировать технику пользования грушей:
  •  взять в руку, на которой наложена манжета, манометр, в другую — «грушу» так, чтобы 1 и 2-м пальцами можно было открывать и закрывать вентиль;
  •  закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, нагнетать воздух в манжету после исчезновения тонов еще на 30 мм рт. ст.
  •  медленно открыть вентиль, повернув его влево, выпустить воздух со скоростью 2—3 мм рт. ст. в 1 с. Одновременно с помощью фонендоскопа выслушивать тоны Короткова на плечевой артерии и следить за показателями по шкале манометра. Акцентировать внимание пациента на том, что:
  •  появление первых звуков соответствует величине систолического давления;
  •  переход громких звуков в глухие или их полное исчезновение соответствует величине диастолического давления.
  1.  Записать результат в виде дроби.
  2.  Убедиться в том, что пациент обучился технике измерения АД, попросив продемонстрировать процедуру. При необходимости дать письменную инструкцию.
  3.  Обучить ведению дневника наблюдения.
  4.  Предупредить пациента, что он должен измерить АД 2—3 раза с интервалом 2—3 мин.
  5.  После обучения протереть мембрану и ушные концы фонендоскопа шариком со спиртом.
  6.  Вымыть руки.

Существуют специальные тонометры, предназначенные именно для самоконтроля. В манжете такого тонометра (рис. 5.14) предусмотрен «карман» для фиксации головки фонендоскопа. На рисунке 5.15 представлена техника измерения АД самому себе.

Рис. 5.14. Прибор для самоконтроля АД.

  1.  Определение числа дыхательных движений.

Наблюдая за дыханием, в некоторых случаях необходимо определить его частоту. В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16 — 20 в мин, у женщин она на 2—4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14—16 в мин), в вертикальном положении — увеличивается (18 — 20 в мин).

Рис. 5.15.

У тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6—8 в мин.

Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания.

Факторы, приводящие к учащению сокращений сердца, могут вызвать увеличение глубины и учащение дыхания. Это — физическая нагрузка, повышение температуры тела, сильное эмоциональное переживание, боль, кровопотеря и др.

Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, глубину, ритм дыхания. Вы можете сказать пациенту, что исследуете его пульс (рис. 5.16).

Определение частоты, глубины, ритма дыхания (в условиях стационара).

Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка, бумага.

I. Подготовка к процедуре.

  1.  Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса (не следует информировать пациента, что будет исследоваться частота дыхания).
  2.  Вымыть руки.
  3.  Попросить пациента удобнее сесть (лечь), чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и(или) живота.

Рис. 5.16. Определение числа дыхательных движений.

II. Выполнение процедуры.

  1.  Взять пациента за руку так, как для исследования пульса, но наблюдать за экскурсией его грудной клетки и считать дыхательные движения в течение 30 с, затем умножить результат на 2.
  2.  Если не удается наблюдать экскурсию грудной клетки, то положить руки (свою и пациента) на грудную клетку (у женщин) или эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса (продолжая держать руку за запястье).
  3.  Записать результаты в принятую документацию.

III. Завершение процедуры.

Источник: http://ifreestore.net/700/45/

КрепкоеЗдоровье
Добавить комментарий